Часть 1. What the fuck is it?
Вот кому-то, наверное, интересно, какого черта сейчас бороться за культуру и как вообще за нее бороться, и что это вообще за гадость такая – культура? Философские словари дают одно толкование, люди с улицы скажут, что это искусство (а что такое искусство? – а это когда делают что-то, или там музыку играют), а может быть, что и очкарики, корпящие над книгами.
Я вот, например, вижу культуру как инстинкт, который создает гармонию в какой-то системе координат человеческого мышления (красоту чего-либо). Инстинкт, потому что зачем-то человек начал малевать себя и животину всякую на стенках пещер до черта лет тому назад. И танцевать он зачем-то начал. А именно это и есть культура – все эти танцы и всякие вещи, которые составляют часть техносферы.
Зачем это надо? А потому что по кайфу! Т. е., если выражаться языком псевдонаучным, культура составляет особо высокий уровень удовлетворения человеческих потребностей. Культура – это тогда, когда кричишь от переполняющих чувств, самый этот крик. И так, как хорошо бывает, когда покричишь хорошенько, – еще намного круче, когда смотришь на созданное тобой Нечто. Тут уж удовольствие двойное: во-первых доволен собой оттого, что какую-то гадость сделал, во-вторых – «залил горе или спрыснул радость» (с) Стругацкие.
Так мы плавно переходим к определению «культурного человека». Что это за род обезьяны? Ну, это такой тип, который все время хочет чувствовать кайф от жизни, и он либо наполняет ее чем-то, что – по его мнению – красиво, либо начинает рушить то, что создано до него, но ему не нравится. М-да, вот так грубо. Но это еще не все! Эта обезьяна обладает вредностью, которая постоянно желает, чтобы то, что он делает было «истиной», т. е. чем-то особо твердым и таким, чтоб убивало на самом деле, а не понарошку. Из-за этого она занимается словоблу… тьфу, простите боги, философией! А еще она ужасно жадная, поэтому всегда хочет больше удовольствия, и когда ей надоедает одно уже вдоль и поперек пересмотренное ей, она начинает делать новое (старое не выбрасывает, ибо «пригга-дицца»). И все это доставляет ей немереный кайф. Как это доказать? А просто!
Берем наркомана-с-улицы: он дунул, посмеялся и ищет новую дозу. Берем поэта-наркомана: он дунул и начал не просто смеяться, а стихи еще при этом писать, получая при этом восторги и во время и после прихода. Так культура благоприятствует наркомании. Шутка! =)
Еще капелька философии (а также рекламная пауза): все в жизни стремятся к Большому Кайфу! И найден источник оного – это культура. Свой кайф получают все: алкоголик, раздавив пузырек, хулиган, лицо набив кому-то, но все это низкий уровень кайфа, который больше убивает здоровье, нежели приносит счастье, а культура все эти вещи растит до нужной высоты. Так алкоголик наслаждается дегустацией вин, хулиган занимается спортом. Идиллия! Не лишенная конфликтов и изъянов, но тем не менее…
Кроме того, культура не дает однозначного кайфа, потому сама включает в себя разные виды деятельности, разные формы и содержания. Просто она наделяет все это точкой зрения и красотой (гармонией в своей системе координат). А красота (если это не гламур) облагораживает человека, чем и делает жизнь интереснее, полнее.
Вот какой в ней толк. И вот почему за нее надо бороться.
Теперь вопрос второй – «Как?»
Ответ!
«Каком кверху!»
Вернее, за счет двух вещей: информирования и обогащения новым. Информирование – это PR, который покажет массам, что культура – это то, во что стоит вкладывать ценности нематериальные и материальные, что отдача ее – Большой Кайф, а ради этого стоит и поучиться, и поработать. Когда народ это поймет, он: а) станет жить веселей, ибо будет нечто большее, чем один лишь инстинкт продолжения рода в ее смысле; б) возьмет жизнь в свои руки, ибо теперь сможет самостоятельно и более научно оценивать жизненные коллизии и уже не позволит себя обманывать различного рода лжецам, ворам и подлецам (ну вы поняли, да?).
Но! Культура это не состояние, а процесс, поэтому ее нужно пополнять творчеством. Кто этим будет заниматься, если не мы? Ха, на stihi.ru зарегистрировано около 11 000 (!) поэтов!!! Думаю, тут есть среди чего искать, с кем поспорить и что предложить. Задача такова, что это должно работать, а для этого нужна направленность на то, чтобы это работало. Т. е. – собираемся в банды и бьем стекла, распевая песни и читая стихи, прималёвывая на стенах пошлые графитти на стенах. Только на информационных улицах. Рано пока еще ломать материальные, потому что нечем заменить сломанное. Для этого нужно Просвещение в делах практической и не слишком – философий. Как его начать – материал следующей части ежехренегознаетника «Культуркампф».
Часть 2.
Итак, в части первой мы разобрались, что «культуркампф» - это весьма полезное дело, и что оно состоит в двух пунктах: информировании и обогащении.
После падения СССР мы получили очередной идеологический вакуум, в который хлынул грубо содранный с западных моделей гламур и дискурс. Вечные ценности, которые прочно вжились в менталитет наших народов, были сопряжены с материальными и подменены ими. Культура, которая всегда стремилась воспитать в человеке индивидуальность, была заменена поп-артом, который сначала завладел вниманием масс и успокоил их, а затем купил идеи оппозиционного мышления и дискредитировал их. Так мышление людей было закольцовано вокруг денег. Это отменило даже тщеславие. Но за счет чего все это действовало? За счет информации, за счет СМИ и рекламы, которая нынче уже сродни пропаганде товара (вернее, образа товара, ибо живем мы в век информационный). Наша задача – создать альтернативное предложение, т. е. нечто, что дает больше, чем деньги, то, что находится выше, чем деньги.
Что мы предлагаем? На примере отдельных героев сего нелегкого труда или коллективов в оном, мы показываем, что самореализация через развитие и использование творческих способностей – штука важная и нужная, и что развитие аналитического мышления и понимание эстетики – это вещи, которые будут весьма полезны для каждого человека, что в них он сможет найти себе тот самый Большой Кайф.
Так для каждого героя или коллектива создаем обзорный и аналитический материал (можно все вкупе), из которых имеем портрет человека и портрет творчества (по сути – всех приятностей психологических от оного). Здесь важно показать цели этих людей, на примере которых читатель сможет помозговать о своих собственных, принципы, которыми они руководствуются в жизни. В сравнении читатель сможет либо подыскать что-то свое, либо выдумать его. У него появится альтернатива существованию по схеме: дом-работа-дом, или же он найдет новые грани именно в том, чем занимается в жизни сейчас. Так или иначе он приобщается к культурному мышлению, а каждый рот, который скажет: «Culture is cool!» - это наш рот.
Помимо информации об авторах, выложим демки их творчества. Всеобязательная наглядность!
Создав такую информационную базу, начинаем «ловить человеков», т. е. – привлекать оных к прочтению и т. д. за счет кнопочек и баннерочков в блогах, пометки, что таковое есть в писании своих профилей для сети. Для реального мира можно распечатывать маленькие объявки с эл. адресочком, создавать афиши для более или менее крупных мероприятий, проходящих в наших творч. клубах и в городе вообще (допустим, приезжает новый театр).
Располагаться эта база будет на создаваемом сайте регионального масштаба, со своим форумом, где будет проводиться непосредственное обсуждение тем, опубликованных на сайте (схема, в принципе, стандартная, но с некоторыми апгрейдами – на форуме не будет оффтопных веток, все, о чем на других форумах можно поговорить в оффтопе – здесь будет наверху, т. е.: музыка, литература, живопись, кино, театр, обсуждение мероприятий – это все, что касается непосредственно темы). Так мы выходим на диалог, и так мы выходим на тему обогащения арта.
Обогатить его можно только собственным творчеством. Для этого нужно писать и публиковаться. Второе нынче сложнее первого, издать книгу намного сложнее, чем опубликовать вещь в Интернет или даже напечатать в газете. Но сетевые материалы не обладают той способностью оставлять следы, какой обладают книги. В сети зарегистрированы тысячи (!) поэтов. Из этих тысяч должны выходить самые весомые, а это познается по изданным книгам, где стихи и проза получают свое необходимое обрамление в виде различной графики, получают свое материальное воплощение. (Для сравнения: выпуск музыкального компакт-диска и винилового диска. Почему-то до сих пор издают вторые – классика + самое высокое качество записи)
Выход для писателей и живописцев заключается в их PRе, т. е. – информационном предложении. Так на них могут выйти те ребята (Издательский дом – это человека так зовут??), которые ведают финансовой частью и готовы проспонсировать авторов не только ради саморекламы, но и ради самоудовольствия. Таковые имеются. Об этом говорит издаваемая литература украинского авангарда: Жадан, Дереш, Карпа, Андрухович, выставки и инсталляции украинских художников в культурных центрах и музеях. Но не одними теми ребятами сыта украинская культура. Если все дело обогащения свалить на столицу, мы получим весьма половинчатую культуру. Нужны и те, кто хочет и может на местах. Для полноты альтернатив и диалога между теми, кто творит.
Все сводится к принципу: отворяют стучащим. В данном случае – говорящим вслух.