История группы
Раннее время
История Judas Priest неразрывно связана с именами двух её отцов-основателей — Кеннета Даунинга и Йана Хилла.
Кеннет Даунинг родился 27 октября 1951 года в английском городке Уэст-Бромвич, расположенном к северу от г. Бирмингем. С детства увлёкшись игрой на гитаре, он черпал вдохновение из творчества Джимми Хендрикса, Джона Мэйола и Эрика Клэптона. У знакомого Кеннета Йэна Хилла были похожие пристрастия, он готовился стать басистом, но молчал о своих музыкальных интересах. Лишь после смерти Хендрикса молодые музыканты в случайном разговоре выяснили, что у них есть общие интересы — музыка и Джимми Хендрикс. Они решили вместе создать музыкальный коллектив. Барабанщиком стал ещё один школьный приятель Джон Эллис, и вскоре трио «прогрессивного блюза», как они сами определили свой стиль, приступило к репетициям в старой школе, которую местный викарий превратил в репетиционную базу, сдавая группам классные комнаты за умеренную плату в 5 шиллингов в день.
Группа Slade, к тому времени выпустившая уже несколько удачных пластинок, тоже приезжала туда репетировать. Школа называлась Holy Joe’s — «Святой Джо», и группа Кеннета и Хилла проводила в ней репетиции последующие полгода. После случайного посещения репетиций Аланом Аткинсом, который был довольно известным в местных кругах вокалистом, и его предложения присоединиться состав группы пополнился ещё на одного человека. Аткинс был не только вокалистом, он хорошо играл на барабанах, гитаре, писал песни. Именно им и было предложено название группы «Judas Priest», которое вокалист позаимствовал у своей предыдущей группы, в свою очередь названой по имени персонажа из песни Боба Дилана «The Ballad Of Frankie Lee And Judas Priest» [4]. Но бирмингемская Judas Priest, просуществовав всего несколько месяцев, распалась, потому что её гитарист покончил жизнь самоубийством. Этот коллектив был известен и Даунингу, поскольку он однажды проходил там прослушивание (правда, неудачное). С согласия остальных участников старой группы квартет получил название Judas Priest. Группа отметила свой день рождения первым концертом, который состоялся 16 марта 1971 в зале «Сент Джонз Холл» в городе Эссингтон. В зале было не более 70 человек, новички были хорошо приняты, что позволило группе в тот вечер заработать 6 фунтов стерлингов.
После игры в Эссингтоне Judas Priest стали достаточно известными в местных рок-кругах. Однако участникам группы зарабатывать на жизнь игрой в клубах не удавалось. Идти же на обыкновенную работу не представлялось возможным, так как не оставалось бы времени на репетиции. Кеннет Даунинг, который давно порвал со своей семьёй, полтора года получал пособие по безработице, Йан Хилл изредка получал деньги от матери, а барабанщик Джон Эллис продолжал свою дневную работу. К октябрю 1971 года, когда Judas Priest стали давать больше концертов, ему пришлось выбирать между участием в группе и дневной работой. 6 октября 1971 Джон вышел на сцену в последний раз.
Ушедшего Джона Эллиса до конца года заменял Алан Мур, который потом ушёл в группу Sundance, и на смену ему в начале 1972 года пришёл музыкант Крис Кемпбелл.
Группа стала проводить концерты всё дальше от дома: в Ливерпуле, Манчестере и Лондоне. Однако первое выступление в столице разочаровало участников Judas Priest — они выступали в пабе перед довольно безразличной к року публикой. Проблема с деньгами оставалась, и ещё два участника группы — Алан Аткинс и Крис Кампбелл покинули Judas Priest. Оставшись вдвоём, гитарист Кей Кей Даунинг и басист Йан Хилл были вынуждены либо искать новых музыкантов, либо уходить из группы. У девушки Даунинга, Карол Хайлз, была подруга Сью Хэлфорд, за которой стал ухаживать басист Йан Хилл. Хилл и Даунинг рассказали о ситуации с группой, и Сью предложила на роль вокалиста своего брата Роберта Хэлфорда. В небольшой квартире на окраине Бирмингема Judas Priest встретились с Робом Хэлфордом. Во время встречи выяснилось, что у них общие музыкальные интересы и пристрастия. Когда речь зашла о барабанщике, Хэлфорд предложил Джона Хинча, с которым он играл в предыдущей своей группе Hiroshima. После этого разговора вскоре все четверо собрались в школе «Holy Joe» и стали репетировать. Впоследствии Кей Кей Даунинг признался, что захотел попробовать Хэлфорда в качестве вокалиста Judas Priest после того, как услышал, как тот при первой их встрече подпевал звучавшей по радио песне в исполнении американской певицы Дорис Дэй — звезды 50-х — 60-х. Также Даунинг выяснил, что Хэлфорд умеет играть на губной гармонике, что очень ценилось в блюзовых коллективах того времени.
Приход Роба Хэлфорда. Rocka Rolla (1974)
Таким образом, Роб Хэлфорд благодаря своей музыкальной подготовке стал новым вокалистом Judas Priest, и 1973 год группа провела в основном выступая в различных клубах Великобритании. Участники группы ездили на микроавтобусе, самостоятельно выгружали и устанавливали необходимое оборудование и разбирали его после концертов. Время между концертами Кей Кей Даунинг и Роберт Хэлфорд проводили в основном дома, записывая многочисленные кассеты со своими набросками и идеями.
Зимой 1974 года группа впервые поехала на гастроли за границу — в Голландию. из-за суровых морозов и нехватки денег на гостиницу спать участникам приходилось в гастрольном автобусе. В конце марта Judas Priest отправились в Норвегию.
Там группа получила известие, что небольшая звукозаписывающая фирма «Gull» желает заключить с Judas Priest контракт. Контракт был подписан в Лондоне 16 апреля 1974 года. Он давал группе возможность записать свою первую пластинку, однако, согласно его условиям, Judas Priest было необходимо найти второго гитариста. По мнению представителей «Gull», включение ещё одного гитариста в группу было бы удачным коммерческим ходом, так как почти все группы того времени имели стандартный состав из четырёх человек, и благодаря пятому участнику группы изменилась бы структура её композиций. Вторым гитаристом стал Гленн Типтон, который до прихода в Judas Priest играл в группе The Flying Hat Band, которая не имела менеджера, поэтому не давала концертов и не была особенно доходной. Гитарный дуэт Judas Priest стал новаторством в исполнении метала и был впоследствии скопирован многими группами. Фирма «Gull» наняла известного по тем временам продюсера Роджера Бэйна, который работал с Black Sabbath на заре их карьеры и который был известен в качестве продюсера тяжёлой музыки. Участники Judas Priest полностью доверились ему и его вкусам и записали свой первый альбом, названный Rocka Rolla. Он был выпущен 6 сентября 1974 года. Однако выпуск пластинки обернулся несколькими разочарованиями для Judas Priest. Записанному альбому не хватало энергетики, силы и тяжести, хотя во время записи звучание устраивало группу. Предполагалось, что при переносе ленты на прототип пластинки уровень громкости обрезали, чтобы он не выходил за рамки технических стандартов.
Другим разочарованием стало то, что на обложке альбома была изображена пробка от кока-колы, на которой выведено название альбома. По идее авторов этот ход должен был расширить слушательскую аудиторию альбома. В фирме «Gull» Judas Priest уверяли, что не стоит появляться на свет со штампом хэви-металической группы. По своей неопытности участники группы согласились на это. Однако неудачи выпуска альбома компенсировались тем, что за Judas Priest закрепилось звание концертной группы. Первый квартал 1975 года Judas Priest давали концерты в Скандинавии, затем в Великобритании. В Норвегии Judas Priest опять дали концерт в том клубе, после выступления в котором удалось заключить контракт, и снова он сыграл положительную роль в развитии группы. После концерта Judas Priest пригласили на рок-фестиваль в Рединге. Выступление на этом фестивале в августе 1975 года стало поворотной точкой в развитии группы, так как на неё обратили внимание журналисты британской и мировой музыкальной прессы. Выступление в Рединге сделало Judas Priest видным явлением в британском метале.
Уход Джона Хинча. 1975 — 1976. Sad Wings of Destiny
Вскоре после выступления в Рединге Джон Хинч покинул Judas Priest. В группу пришёл Алан Мур, который играл в группе три последних месяца 1971 года. Осень 1975 года Judas Priest провели в репетициях нового материала. Уже в декабре группа отправилась в лондонскую студию Morgan Studios для записи второго альбома. Хотя бюджет, выделенный для записи, был скромным, опыт Judas Priest, приобретённый ими во время записи первого альбома, Rocka Rolla, помог провести запись на более высоком уровне. В результате второй студийный альбом Judas Priest, названный Sad Wings of Destiny получился удачным и оправдал ожидания группы. Он вышел 23 марта 1976 года. В апреле Judas Priest отправились в крупные гастроли по Великобритании, которые закончились лишь в конце июня. Sad Wings of Destiny был принят лучше, чем его предшественник, и на концертах собиралось больше людей. Однако доходы группы не компенсировали многочисленных расходов. Чтобы сохранить группу и не потерять возможности хотя бы иногда выезжать на концерты, участникам Judas Priest снова пришлось устраиваться на дневную работу. Гитарист группы Гленн Типтон устроился работать садовником, басист Йан Хилл подрабатывал водителем, а Даунингу посчастливилось найти совсем лёгкую работу, на которой, по его словам, он ничего не делал, однако получал 15 фунтов в день. Роб Хэлфорд вспоминает, что это было тяжёлое время для Judas Priest, однако их девиз был «держаться вместе», и они этому девизу не изменили.
1976 — 1977. Sin after Sin
В 1976 году в Великобритании произошла "панк-революция". Так как панк-рок становился всё популярнее, то группы, играющие хард-рок и хэви-метал, подвергались острой критике в музыкальных изданиях. Judas Priest не стали исключением. Гленн Типтон вспоминает, что это был трудный период для Judas Priest, так как «всякий длинноволосый музыкант, играющий тяжёлый рок, подвергался потоку оскорблений в печати». Однако к концу 1976 года новые менеджеры Judas Priest сумели заинтересовать крупную международную корпорацию CBS. Они разорвали контракт с фирмой «Gull» и подписали контракт с CBS. Теперь он распространялся на весь мир. Тут же группа приступила к репетициям, которые проходили в женском монастыре. Типтон вспоминает, что монахини, по всей видимости, разрешили им репетировать там, потому что думали, что Judas Priest является церковной группой; они даже пригласили их выступить на чаепитии в монастырском саду, однако Judas Priest отказались. К записи новой пластинки группа приступила в январе 1977 года, пригласив продюсером бывшего басиста Deep Purple Роджера Гловера. Барабанщик Алан Мур снова покинул группу, на замену ему пришёл сессионный музыкант Саймон Филлипс. Новый лейбл и продюсер обеспечили группе все условия для написания качественного альбома. Им стала пластинка Sin after Sin, вышедшая в апреле 1977 года. После хорошо организованных гастролей по Великобритании, которые закончились в лондонском театре «New Victoria», группе предстояла поездка на гастроли в США. Гленн Типтон вспоминает, что это казалось группе «путешествием в нечто нереальное». Первый американский концерт Judas Priest состоялся 17 июня 1977 года в городе Аморилла, за ним последовало множество концертов по штату Техас и югу США. Judas Priest представлялись в Америке как одна из первых групп новой волны британского метала.
Stained Class, Killing Machine, Unleashed in the East (1978 — 1979)
После окончания гастролей в США группа приступила к работе над новым альбомом с продюсером Деннисом МакКеем. Новый альбом Stained Class вышел 10 февраля 1978 года. Название альбома является игрой слов с англ. Stained glass (витражное стекло). англ. Stained class приобретает совершенно другое значение — «запятнанный, запачканный класс (общества)». В альбоме Stained Class присутствуют элементы спид-метала и трэш-метала, песню «Exciter» часто называют предшественником спид-метала, а самих Judas Priest после этого альбома стали называть «дедами трэш-метала». Также следует заметить, что на обложке альбома был представлен уже новый логотип Judas Priest, который с небольшими изменениями остался у группы и до сегодняшнего дня. На последующих гастролях Роб Хэлфорд одевался во всё чёрное, возможно, в связи с веяниями панк-революции. К осени 1978 года вдобавок к чёрной одежде в имидже группы появились изделия из металла, в то время нехарактерные для металлистов. Именно тяга Роберта к коже и металлу вдохновила одну из песен («Hell Bent for Leather») следующего альбома Killing Machine, который вышел в свет в ноябре 1978 года.
Незадолго до выхода Killing Machine группа впервые выступила в Японии. От японских гастролей у членов группы остались хорошие впечатления. Из альбома были выпущен синглы «Take On The World» и «Before The Dawn». Песни попали в радиоэфир, «Take On The World» заняла 14 место в чарте «Billboard Top Pop Singles». Группа становилась всё известнее.
Judas Priest были приглашены на еженедельную передачу «Top of the Pops», престижную в то время. Альбом получил статус «золотого» по сертификации RIAA 10 ноября 1989 года. Вскоре группа отправилась в одну из телестудий BBC, чтобы снять клипы для своих песен. Всего было снято две версии «Take On The World», «Killing Machine», «Rock Forever» и «Evening Star», везде Роб пел под фонограмму. На сцене Роберт Хэлфорд стал появляться с хлыстом и иногда даже с автоматом, из которого стрелял. Однако при записи клипов хлыстом пользоваться ему запретили в связи с конфликтом с дуэтом Донни и Марии Осман. Для американского рынка название альбома было изменено на Hell Bent for Leather, отличием от Killing Machine стало также включение в американскую версию альбома бонус-трека «The Green Manalishi». Концерты в поддержку альбома собирали полные залы зрителей.
Летом 1979 на несколько недель группа отправилась в студию «Starkling Studios», принадлежащую Ринго Старру, для сведения концертных лент, накопленных во время гастролей по Японии. Причиной для этого стала просьба японского отделения CBS, которое, обратив внимание на огромный успех турне, попросило Judas Priest выпустить концертную пластинку для японских поклонников. Но после сведения запись получилась очень качественной, и концертный альбом было решено выпустить не только на территории Японии, но и во всём мире. Альбом Unleashed in the East вышел в сентябре 1979 года. После выхода новой пластинки группа отправилась в десятинедельные гастроли по Америке вместе с группой KISS с новым барабанщиком Дэйвом Холландом, который пришёл на смену Лесли Бинксу после длительных прослушиваний. Причина ухода Бинкса заключалась в том, что на концертах ему не хватало «грубой силы», хоть в студии он и работал отлично. После окончания совместных с KISS гастролей, Judas Priest отправились в турне длительностью полтора месяца самостоятельно. Компания «Harley-Davidson» к этому времени заключила с группой рекламный контракт, согласно которому Judas Priest получили новый мотоцикл, Роб Хэлфорд стал появляться на сцене именно на этом мотоцикле. Последний американский концерт группа дала 4 ноября в Нью-Йорке, и он транслировался по радио. Через несколько дней группа отправилась на гастроли, длившиеся до самого Рождества 1979 года, в Европу совместно с AC/DC. К концу 1979 года появились первые группы так называемой «новой волны британского хэви-метала» — группы Def Leppard, Iron Maiden. После того, как стихла панк-революция, музыкальная пресса вновь стала уделять больше внимания хэви-металу. Группы NWOBHM во многом брали пример с Judas Priest.
British Steel, Point of Entry (1980 — 1981) Judas Priest
В феврале группа отправилась вновь в «Starkling Studios» с продюсером Томом Алломом для записи нового альбома
Запись песни «Breaking the Law», как впрочем и всего альбома «British Steel», проходила на одной из ферм в Стаффордшире, ранее принадлежавшей Ринго Старру. В качестве музыкальных эффектов музыканты использовали всё, что попадало под руку: звук бьющихся бутылок из-под молока был замикширован для записи «Breaking The Law», на «Metal Gods» участнкии группы махали бильярдными киями, как косами, трясли подносы, на которых лежали ножовки, щёлкали микрофонным кабелем, как кнутом. Клип на песню «Breaking the Law», режиссёром которого выступил Джулиан Темпл, считается одним из самых комических клипов в истории рока. Позднее, отвечая журналисту на вопрос о известных ему кавер-версиях «Breaking The Law», Роб Хэлфорд признался, что никогда не слышал интерпретаций этой песни, сделанных Therapy? и Доро Пеш, но исполнял эту песню вместе с гомосексуальной группой Pansy Division на концерте «Gay Pride».
Сразу после записи группа отправилась в очень успешные гастроли. Judas Priest снова пригласили выступить на телепередаче «Top of the Pops», однако концерт был сорван из-за плохих погодных условий (Judas Priest должны были добраться до студии на вертолёте). В апреле 1980 года в продажу поступил новый альбом группы — British Steel. Обложка альбома была очень броской и запоминающейся. Несколько песен с альбома прошли в эфир американских и европейских радиостанций. Были выпущены синглы «Living After Midnight/Delivering The Goods» (12 место в британских чартах), «Breaking The Law/Metal Gods» (12 место в британских чартах) и «United/Grinder» (26 место в британских чартах). Ограниченное издание сингла «Breaking The Law/Metal Gods» поставлялось с настоящим лезвием. В конце апреля 1980 года Judas Priest отправились в турне по Соединённым Штатам, которое закончилось лишь в конце июня в Нью-Йорке. К этому времени альбом British Steel получил статус «золотого». В августе группа отправляется в Англию на фестиваль Monsters of Rock в Донингтоне в качестве основных артистов.
Подходило время к записи нового альбома. Так как ожидалась немалая прибыль, а подоходный налог в Великобритании был в то время очень большой, группа решила записываться в Испании на хорошей и недорогой студии в Ибице. Несмотря на жару, группа без проблем записывала новый альбом. Роб Хэлфорд на вопросы прессы по этому поводу ответил тогда следующее:
Солнце и жара для тяжёлого рока не помеха. Мне кажется, мы могли бы работать где угодно, и на нашу музыку не оказало бы никакого влияния.
Новый альбом Point of Entry вышел в Англии в феврале 1981 года. Он получил холодный приём у публики и стал самой провальной пластинкой в биографии группы. Штамповка пластинок с этим альбомом была прекращена в 1983 году, и сегодня виниловый вариант альбома найти крайне сложно. Гленн Типтон сказал, что «оглядываясь назад, эту пластинку можно назвать „непонятой“». Несмотря на относительную неудачу альбома, последовавшие за его выходом гастроли оказались успешными: люди охотно шли на концерты. Так как на одном из концертов предыдущего американского турне, Типтон, запутавшись в многочисленных проводах, находившихся на сцене, упал прямо перед многочисленной публикой, в новом турне было решено использовать техническое новшество тех лет: встроенные передатчики и радиомикрофоны, которые позволяли обходится без привычного обилия проводов и аппаратуры на сцене, что удивляло американских зрителей. Гастроли, начавшиеся в феврале продолжались до самого конца лета. В ноябре группа дала концерты у себя на родине, где они не были уже около полутора лет.