ВО СКОРБЯХ записали альбом сотворивший маленькую сенсацию. Интерес к творчеству проекта в среде любителей тяжёлой музыки просто обязывает быть оперативным и взять у участников проекта интервью. С моей стороны было бы глупым не воспользоваться шансом, так что интервью перед вами. Надеюсь, читатели найдут в нём ответы на интересующие вопросы.
Привет! Давайте начнём с того, что обсудим саму идею создания проекта ВО СКОРБЯХ. Как вы пришли к мысли обратиться к столь нехарактерному для патриотической сцены музыкальному направлению?
Яромир: История создания такова. После записи "Волчьей верности" у участников ОПРИЧЬ возник некий творческий вакуум, который необходимо было заполнить. В то время от нас как раз ушёл барабанщик Изяслав, и группа временно прекратила репетиции, подбирая замену. И мне, и Пустосвяту казалась недостаточно развитой тема песни "Плач". Всё это и натолкнуло нас на эксперимент. Дело в том, что мы давно уже пробовали сочетать погребальные плачи и тяжёлое звучание. Решили попробовать ещё раз. Начали сочинять материал вдвоём, но очень скоро к нам присоединился Морок. Я предложил название ВО СКОРБЯХ (это цитата из одной погребальной песни), и оно было принято. На стадии записи первой вещи в состав влился Родослав. Партии чистого вокала с самого начала были отведены Берсеню, однако запись самого вокала состоялась тогда, когда основная музыкальная часть первой композиции (а это был "Батюшка", часть 1) была записана. Когда концепция всего альбома была продумана, партию женского вокала предложили Ждане, и она внесла свой вклад. Однако Морок в то время записывал с BOG MOROK одну песню, где какую-то часть текста пела Наталья. Её голос показался нам подходящим, и мы предложили ей спеть партию осиротевшей девушки. Результат можно услышать в песне "Сироты", которую мы считаем самой фолковой, хоть и не самой тяжёлой. В припеве там удачно прозвучала народная мелодия на пыжатке - это вид духового инструмента, вроде жалейки. Исполнил её Радим из РОСИ. И у меня, и у Пустосвята имеется немалая коллекция разного рода этнографических аудиосборников. Вот там мы и нашли песню "Ой, матушка, тошно мне..." Мы взяли из неё первый куплет, положив пение на электронный бит. Морок немного выровнял напев по ритму. Музыкальная же составляющая была создана им, Родославом и Пустосвятом.
Морок: Что касаемо лично меня, то мне достаточно сложно судить, что характерно для патриотической сцены, а что нет, ибо я обитаю в абсолютно других направлениях. Да и вообще сам термин "патриотическая сцена", меня несколько смущает. Получается, вроде как, ежели мы ню-металл играем (я про bog-morok), и не имеем никакого отношения к этой самой патриотической (ежели я правильно понимаю) сцене, то и не патриоты совсем:-)? Ну а ВО СКОРБЯХ для меня является в чем-то логическим продолжением первого CD bog-morok "Azoic". Я по-прежнему очень люблю медленную тяжелую музыку с повышенным воздействием на человеческую психику. Doom, sludge, ambient и пр. И поэтому, когда Яромир предложил создать такой проект, я без раздумий согласился, т. к. у меня было много идей именно в этом направлении, которые уже не могли быть реализованы в рамках моего основного проекта.
Как выбирались тексты для песен, ведь, насколько мне известно, этнографы стали интересоваться древним культурным наследием Руси только в XIX веке? Не кажется ли вам, что песни могут не совсем верно отражать представления славян о смерти? Христианство ведь всё это время не где-то было, а рядом.
Морок: Наверняка косяки есть! Ну и какая разница, в конце концов мы музыку делаем, произведение, так сказать, искюсства, а не перечень плачей в строго алфавитном порядке. Если внимательно смотреть кино например, то многие голливудские (да и не только) блокбастеры, в плане исторической (да и не только) достоверности врут как... Что, при этом, не мешает оставаться им сильными фильмами. И так везде. То есть, я хочу сказать, что, на мой взгляд, эстетическое и психологическое воздействие на слушателя есть наша основная задача, и для ее достижения можно использовать абсолютно разные приемы. Взять хотя бы последний трек: я почему-то сильно сомневаюсь, что в оригинале женщина пела этот плач в сопровождении трип-хопа....
Яромир: При выборе текстов я руководствовался прежде всего соображениями концептуальности, то есть все они должны были подчиняться некой идее. В данном случае это события, связанные со смертью отца. Дети узнают, или чувствуют, что произошло нечто недоброе, они приезжают в деревню, и ещё с околицы их встречает собачий вой.. Далее происходит осознание утраты и собственного одиночества и незащищённости. Обрядовая сторона здесь выражена лишь в нескольких моментах, о которых я расскажу в другом вопросе; упор же сделан на сторону, как уже было сказано, эмоциональную.
Возможно то, что я скажу, вызовет несогласие некоторых читателей с моей точкой зрения, но мне кажется, что христианство оказало не такое уж глубокое влияние на погребальные плачи и прочую устную обрядовую традицию русских крестьян. Воздействие это было, на мой взгляд, в значительной степени поверхностным, на уровне замены одних имён и оборотов устной магии другими. Ведь язычество по сути - это мировоззрение человека Природы. Крестьянский труд и вся жизнь были подчинены природным циклам, явлениям Природы, весь быт строился на взаимодействии с Природой. Город же - среда обитания во многом более искусственная, поэтому там влияние христианства заметнее. Если не меняется образ жизни, то не меняется и мировоззрение, скажу с известной степенью упрощения. Как Велес был заменён Власием, так и в обрядности вместо вводных слов, обращений к предкам или духам стихий появилось "встану окрестясь, выйду благословясь". При этом замены произошли далеко не по всему спектру - ведь осталась масса заговоров-обращений к лешему - лесному батьке, к домовому-суседушке и т.д. Приведу пример. Существует часто встречаемая форма заговора, начинающаяся словами: "Во чистом поле стоитдрево от земли до небес, и с того древа спускается Богородица"... При всём том, что речь вроде как идёт о христианской Богородице, в представлении крестьянина всегда существовал образ некой Матери-Земли, Хранительницы урожая. В языческие времена она персонифицировалась в Макошь; во времена христианские сменилось лишь название, а суть осталась прежней. Что характерно, столь прижившиеся на Руси именования "Матушка", "Богородица", "Заступница" - не имена личные, а эпитеты, и очень напоминают традиционную для язычества табуацию на произношение божественных имён вслух. Однако ещё более характерным языческим образом является образ Мирового Древа, с которого спускается Богородица. Обоснование моей точки зрения весьма обобщённое, но того что сказано, вполне достаточно.
Теперь что касается самих плачей. В буклете мы указали на незначительные изменения, допущенные нами. Каковы эти изменения? Я убрал из текстов некоторые современные слова, ведь плачи были и в IХ и в ХIХ веках, а это совсем разные в плане материальной культуры времена. Было заменено или удалено несколько слов, являющихся названиями тканей, элементов утвари, относящихся к более позднему периоду времени. На суть эти изменения никак не повлияли. Также удалил я и пресловутое христианское влияние. Скажу сразу, оно было весьма небольшим. В одном месте было исключено "крестное знамение" и ещё в одном - упоминание всё той же Богородицы. Опять же, на суть это не повлияло, однако сделало восприятие плачей более универсальным, вселенским, вневременным, исключив привязки к конкретной эпохе и оставив лишь заложенный в них смысл и чувства.
На ваш взгляд, какие моменты из сохранившейся похоронной обрядности, ну или из зафиксированной этнографами можно с определённой долей уверенности отнести к языческому наследию? В чём вообще суть язычески воззрений Руси на факт смерти, отношений к ней?
Морок: Это к Яромиру...
Яромир: Если отвечать на столь глобальный вопрос применительно к альбому, то конечно он не может полностью раскрыть тему смерти, утраты - ведь мы работали только с одной из многих сторон, плачами. К языческим, родовым воззрениям можно отнести несомненную прилюдную, то есть именно родовую особенность плачей и причитаний. Когда умирает один человек, вся община, всё сообщество людей воспринимает это как личную, СВОЮ утрату. Личное при этом у всех одинаковое, общее - то есть такое, которое потом стало называться "всем миром". Если же пройтись по текстам более детально, то можно выделить ряд сугубо языческих моментов, связанных с восприятием как самой смерти, так и взаимоотношений живых и уже мёртвых родичей. Известно, что славяне верили в бессмертную душу человека, которая после смерти тела превращается в птицу и улетает в Ирий. Весной и осенью (праздники эти называются по-разному: Радуница, Деды) птицы-души возвращаются на то место, где погребено тело. В такие дни славяне посещали захоронения своих родичей, оставляя для птиц зерно, хлеб и другие угощения. Таким образом они показывали душам своих предков, что помнят и чтут их, то есть что родство и общение продолжается и после смерти. Так и здесь, горюющий по своему умершему отцу человек стоит возле кургана, смотрит из-под ладони на пролетающих птиц и поёт им: "летай-ко ты ко мне да по утрам ранёшенько.. да по утрам ранёшенько, по вечерам позднёшенько.. А я буду встречать тебя да горька сиротинушка.. Да горька сиротинушка, да малая детинушка.." Фраза "малая детинушка" вовсе не говорит о том, что речь ведётся от имени маленького ребёнка - просто таким образом выражается уважение к заступнику, главе семьи, который и после смерти продолжает оставаться не только родичем, но и покровителем, оберегающим от бед.
... Во многих плачах и причитаниях описывается приход смерти - как она поднимается на крыльцо, входит в дверь.. Вытницы сетуют, что вовремя не заперли двери замками, не наложили засовы, не закрыли ставни.. Дети просят своего отца вернуться к ним из могилы и призывают на помощь опять-таки птиц, гусей. Всё это - черты языческого мировоззрения. А посмотрите на замечательную, мощную образность языка! "Мы бы наняли, кручины бедны головы, по пятнадцать бы подвод - подвод по-тяжко груженых.. Развозили бы великую кручину по дремучим по лесам да по болотам!.." И восприятие "того светушку", где находится теперь батюшка и откуда "не выносят ни весточки, ни письма, да и ни грамотки, да и ни челобитьица", никак не соответствует христианским представлениям о рае и аде. В язычестве всё живое, всё в движении, всё взаимодействует, хотя некоторые вещи и необратимы - так умерший не может вернуться к живым. Можно продолжать и продолжать, но мне кажется, что и так видно, как много языческого в представлениях наших с вами предков о смерти, как много языческого в плачах - хоть и записаны они в XIX веке.
Как распределились обязанности между музыкантами при написании музыки?
Морок: Достаточно четко, собственно именно так, как это указано в буклете. Яромир готовил тексты, пел и рычал, и вообще контролировал весь процесс, Пустосвят с Родославом насочиняли кучу классных мелодий, я, в основном, делал риффы и гармонии под все это хозяйство, плюс записывал все. Потом прописали чистые вокалы. Оценить вклад каждого из участников в процентном соотношении практически невозможно, да и не нужно, ибо это было на самом деле коллективное творчество. Кроме того, мы получили массу удовольствия. Весь процесс происходил достаточно весело, с множеством хороших шуток, что, впрочем, происходит регулярно, когда встречаются bog-morok, Опричь и Крыница...
Яромир: Часто сочинение музыки происходило всеми инструменталистами вместе - то есть чистая импровизация. Отталкиваясь от заданного настроения, мы творили в полной свободе, ориентируясь лишь на собственные чувства. Мы расцениваем ВО СКОРБЯХ как студийный проект (по крайней мере, пока), поэтому у нас не существовало привязок типа "музыкант - его инструмент - его партия". Результат такого подхода Вы можете услышать на диске.
Насколько я знаю, вы альбом перед изданием пересводили заново, что сделало звук ещё более качественным. Как же проходил процесс записи от начала и до конца, что за студия была и может ли сторонняя группа воспользоваться услугами Морока?
Морок: На самом деле, звук мог быть много лучше, не растянись запись на такой длительный срок. Практически в течение года что-то время от времени сочинялось и параллельно записывалось, поэтому я забодался потом все это выравнивать и отстраивать. Хорошо, что песен всего пять штук... Почти все сделано в моей домашней студии, кроме вокала Яромира, который он писал в Ярославле. Записать группу со стороны я, конечно, могу, но предпочитаю в основном делать сведение и мастеринг, ибо все-таки студия домашняя, и тащить домой толпу незнакомого народа - удовольствие сомнительное. Впрочем, есть еще проджект-студия, где я могу безболезненно прописать все, от голоса до барабанов, чем и занимаюсь время от времени.
Вопрос к участникам ОПРИЧЬ. Не кажется ли вам немного грустным тот момент, что ОПРИЧЬ, появившись значительно раньше, всё ещё не записали полноформатный альбом?
Берсень: Грустным этот момент не кажется. Просто всему есть своё время. И рост и изменения в ОПРИЧЬ привели к тому, что мы готовы записать альбом сейчас. Чем и занимаемся. Но у нас не стояло выбора - или ОПРИЧЬ, или ВО СКОРБЯХ. ОПРИЧЬ идёт своей, самобытной дорогой. Я хочу сказать, что мы не распыляемся - если есть идея и возможность создать что-то новое, как это получилось с ВО СКОРБЯХ - мы с удовольствием это делаем. Но это не отражается на продуктивности ОПРИЧЬ.
Яромир, Пустосвят: Сейчас мы работаем над полноформатным альбомом, а также ещё над одним сплитом, тоже с украинцами, на этот раз с ЧУР. Есть идея создания акустической программы. Возможно, мы долго запрягали.. но скоро быстро поедем:-)
Морок: Никуда не денутся, запишут... Я проконтролирую:-).
У многих из вас есть ещё проекты и группы, в которых вы принимаете участие. Какое место занимает ВО СКОРБЯХ среди них?
Морок: Приоритет, конечно, у bog-morok. Думаю, это понятно. Но и ВО СКОРБЯХ, однозначно будет иметь продолжение и загубит еще немало моих нервов:-). Дело еще в том, что часто появляются идеи, как я говорил, которые совсем не подходят для b-m, но идеи, в общем, неплохие, а главное требующие воплощения.
Яромир, Пустосвят: Для нас всё более заметное, хотя ОПРИЧЬ всегда останется главной точкой приложения усилий. Наверно это оттого, что музыка ОПРИЧЬ, как записанная на первом диске, так и та, которую мы пишем для сплита с ЧУР, и тем более та, которая будет издана на полноформатном альбоме, более энергична, огненна по своей сути. Это музыка яркого, бурного действа, борьбы. У ВО СКОРБЯХ же она более личная; она не сплотит группу и зал в живой хоровод эмоций, даже будучи исполнена вживую. Скорее всего, расстановка приоритетов зависит от индивидуальных особенностей характера. Поэтому у всех нас неодинаковое отношение к деятельности проекта.
Берсень: Для меня ВО СКОРБЯХ прежде всего необычный проект, в котором очень интересно работать. Мне нравится его атмосфера, всё, что с ним связано. Это больше, чем музыка.
Возможны ли живые выступления проекта, ведь половина состава и так всегда вместе, а вторая половина весьма близко общается с первой:)? Может быть на концертах ОПРИЧЬ будут звучать песни ВО СКОРБЯХ?
Яромир, Пустосвят: О живых выступлениях ВО СКОРБЯХ мы время от времени говорим, но больше в шутку, не планируя ничего подобного, но и не исключая возможности. Дело в том, что для достойного живого воспроизведения материала потребуется участие большого количества человек, не менее восьми. Мы могли бы собрать концертный состав, однако подготовка программы при учёте занятости всех участников в своих основных группах затянулась бы надолго. Мы видели живые выступления думовых банд и сделали для себя вывод, что исполнение такой медленной, мрачной музыки будет адекватно воспринято только при условии соответствующего окружения, то есть, скажем, на думовом фесте. Представьте, что после пары угарных, агрессивных метал-коллективов pagan-стилистики с её мощью, выходят ВО СКОРБЯХ, и.. Не уверены, что это будет хорошо. Хотя соблазн сыграть несколько песен живьём есть - только это будет не ОПРИЧЬ, а именно ВО СКОРБЯХ, то есть самостоятельный коллектив. Однако пока для всего этого нет чёткой мотивации.
Морок: В ближайшем обозримом будущем вряд ли. Действительно, сама музыка достаточно специфична, и в живом исполнении может быть неоднозначно принята публикой. Во-вторых, все участники плотно заняты своими коллективами, в том числе и концертной деятельностью. Так, у нас в bog-morok, наконец, сложился состав, с которым мы выступаем и в котором я уверен. Соответственно, основная масса свободного времени тратится на группу. Все было бы гораздо проще, если бы мы могли зарабатывать только музыкой, но... В итоге, от 8 часового рабочего дня никуда не деться:-(
Берсень: Я думаю, что на концертах ОПРИЧЬ песни ВО СКОРБЯХ звучать не будут - это было бы как минимум странно. У этих двух формаций, как сказал Яромир, совершенно разный заряд. Также это было бы нечестно по отношению к участникам ВО СКОРБЯХ, которые не играют в ОПРИЧЬ. А насчёт живых выступлений мы уже время от времени разговариваем, хотя изначально проект задумывался как чисто студийный. Был бы подходящий формат.
Морок: Очень сомневаюсь в том, что ОПРИЧЬ станут играть эти вещи вживую - тут есть еще чисто технический момент. Я им давно говорю, что строй в "ми" - не актуально. Низкий строй в "си" или "ля", вот то, что надо.
Коль скоро вы обещаете осенью записать новый альбом, означает ли это, что уже появились наработки для него?
Яромир: Ну, скорее всего, не наработки, а пока лишь заДУМки. Есть примерное представление о том, какова будет концепция нового альбома, тематика песен и, соответственно, музыкальные решения. Когда я офомлю всё окончательно, когда уже не будет сомнений и непродуманных моментов, тогда я предложу группе свой вариант развития событий. Внесу, так сказать, проект на рассмотрение. Тогда новый альбом и начнёт обретать видимые и слышимые формы. Произойдёт это не раньше осени, так как у участников ВО СКОРБЯХ свои планы в основных группах.
Берсень: Подробностей пока не скажем - пусть сюрприз будет.. Наметилась общая концепция, в рамках которой будет строиться второй альбом. Проект вообще концептуальный, мы акцентируем на этом внимание. Это интересно, и поэтому мы решили сохранить такую традицию.
Морок: Да, есть определенные задумки. Лично мне пока сложно сказать, что в итоге получится, главное - не хочется повторяться. Нужно двигаться вперед (ну или вбок, хотя бы:-). Впрочем, тут переживать нечего: в группах ОПРИЧЬ и КРЫНИЦА крайне талантливые люди; так или иначе, они смогут еще не раз удивить вас.
До меня дошла информация, что диск ВО СКОРБЯХ практически сразу пропиратили, и кто-то даже имел сомнительное удовольствие таковую копию приобрести? Как вы прокомментируете эту ситуацию? Не показатель ли это высокого потенциала проекта?
Берсень: Я считаю, что да, хотя само пиратство мне не нравится. Человек не имеет возможности в полной мере насладиться тем, во что мы вкладывали душу, а это очень плохо - ведь мы делаем это для людей. А что получает слушатель? Дешёвую подделку с упрощённым оформлением.. Хочется, чтобы человек получил всё сполна, проникся атмосферой. Я вообще считаю, что настоящее надо защищать - выложить данные, по которым можно сразу определить, подделка это или нет. Чтобы люди не гадали - здесь есть буклет, а здесь нет, может перевыпуск такой?
Морок: Всё происходящее - палка о двух концах. С одной стороны, это конечно здорово, что даже пираты оценили коммерческий потенциал продукта, с другой - страдает наш издатель, соответственно и мы. Меня гораздо больше устраивает, если можно так выразиться, виртуальное пиратство, т. е. выкладывание мр3 файлов в Интернете. Слушатель, скачивая их, получает продукт в сильно усеченном виде: мрз он и есть мрз. И, если музыка ему нравится, он идет и покупает нормальный диск. В принципе, эта схема давно и успешно работает на западе. В общем, я все это к тому, что не покупайте пиратские диски! Они, говорят, даже без текстов и полиграфия неважная! На фиг они вам такие нужны. Лучше поднапрячься и купить легальный, тем более что с дистрибуцией альбома вроде все хорошо.
Яромир: Может, и показатель потенциала, конечно, хотя doom - далеко не самый успешный стиль на сегодня. Я думаю, что это показатель непробиваемой, и похоже, неистребимой наглости некоторых уродов, вращающихся в среде слушателей подобной музыки. Я в целом осуждаю халявное скачивание из Интернета, хотя понимаю, что во многом это необходимо и полезно самой группе. Тем более, что такое явление всё равно не закрыть, оно будет всегда. С определённой точки зрения я его даже приветствую - это моё личное мнение - мне приятно подарить свою музыку тем, кому она нравится; тем, чью душу она трогает. Но когда некий урод наживается на том, к чему он отношения никакого не имеет и на тех, кого я воспринимаю как СВОИХ - тогда это преступление! Вердикт: найти и покарать!
Есть ли уже отзывы прессы по поводу альбома или патриотические издания пока хранят молчание?
Берсень: Уже есть комментарии, рецензии, но как я думаю, это только начало. Основную массу отзывов ждать нужно в течение ближайшего полугода. А западных оценок, возможно, и того дольше.
Морок: Как обстоят дела с патриотическими изданиями -не знаю, но в Интернете много всего пишут. Что особенно приятно, пишут хорошо, местами просто хвалебно. Это, конечно, радует, и, пожалуй, заставляет чаще думать о продолжении...
Яромир: Из патриотических изданий только САМОТВОРЕЦ успел отреагировать - и то только потому, что я послал его редактору Святославу материал ещё на стадии демо. Видимо, этот процесс вообще не так скор, как хотелось бы. Бумажные издания подчинены некой периодичности.. Много отзывов в Интернете - как полноценных развёрнутых рецензий, так и обычных комментариев слушателей. Спектр их широк, но преобладают положительные. То, что мне удалось прочитать, можно охарактеризовать так, в последовательности от плюса к минусу: 1. Ничего подобного раньше не слышал, самобытно и мощно, но главное - самобытно. Очень понравилось! 2. Попытка скрестить фолк и погребальный металл в целом удалась. Заметное явление на сцене, с первого альбома заставившее говорить о себе. 3. Есть недочёты. Не funeral по музыке, хотя в текстах несомненно. Непривычно. 4. Ничего не понял, не понял даже, понравилось или нет. Надо ещё послушать - что-то в этом есть. 5. Надоели эти славянизмы уже! Теперь вот и в думе они! Встретил даже мнение, что ВО СКОРБЯХ - это православный металл! Неудержимо и долго смеялся над людской глупостью. Заграничных отзывов пока немного, но они единодушны в том, что ВО СКОРБЯХ - это нечто небывалое, и к тому же из России. Исходя из всего этого, могу сказать, что диск мы выпустили не зря. Твоё интервью - первое для ВО СКОРБЯХ, и я рад, что имею возможность высказать свои соображения по поводу диска именно в дружественном издании. Хотя моё мнение об интервью вообще такое - главное не то, о чём тебя спрашивают, а то, что ты сам хочешь рассказать. ВО СКОРБЯХ могли бы дать интервью даже какому-нибудь тинейджерскому журналу, вбить в его мягко-пушистое "готишное" нутро грубое обугленное бревно наших суждений. Когда тебе есть что сказать, молчать не стоит.
Удачи и дальнейшего развития проекту! СЛАВА РУСИ!
Берсень: Благодарим за вопросы. Мы сказали именно то, что хотели сказать.
Яромир, Пустосвят, Морок: Спасибо за настоящую поддержку! Мы делаем одно дело, и только от нас зависит, добьёмся ли мы успеха! Слава нашему Народу, Слава Традиции!
13 марта 2007