Глубоко уважаемый мной, и думаю не только мной, ВИА. В таких случаях принято
говорить "классика жанра". Каждый альбом сепы с Максом в составе просто разрушаит мой моск. После ухода Макса, имхо, сепал стал калом. И последний альбом "данте" слушать не было ни малейшего желания. Соулфлай же, имхо, интересный проэкт. Максу зачод, что не скис.
Часть I (1984- 1996)
Первая глава истории Sepultura довольно банальна: после явной передозировки G.B.H., Discharge, Venom, Hellhammer и Slayer братья Макс и Игорь Кавалера, для которых школа и иные социальные институты потеряли всякую ценность, решили создать собственную группу. Как несложно догадаться, группой этой стала Sepultura, куда также были завербованы басист Пауло-младший и гитарист Вагнер- Антихрист. Было все это в уже далеком 1984 году! Недолго думая, братья Кавалера со товарищи накропали несколько злобных песенок и вскоре, увешанные с ног до головы металлом, дали первый концерт. Для гитариста с безобидным прозвищем Антихрист он одновременно стал и последним. На его место взяли некого Джейро Ти, который продержался в группе намного дольше своего предшественника. В таком составе Sepultura обрушивали всю свою ярость и агрессию на посетителей различных клубов и кабаков родного Сан Пауло и его пригородов. Интересно, что в те времена металлисты называли Sepultura панк-группой, а панки, в свою очередь, настоятельно рекомендовали сепультурщикам... подстричься.
Думаю, не стоит объяснять читателю, что в такой стране, как Бразилия, да еще больше десяти лет назад, металлической индустрии не то что не было, а о том, что это такое, никто вообще понятия не имел! Соответственно, не было и приличной аппаратуры, продюсеров, звукоинженеров и так далее. Тем не менее Sepultura умудрились-таки найти подходящую для себя студию "Cogumelo", где и записали свой дебютный миньон под названием "Bestial Devastation", вышедший на виниле сплитом с какой-то совершенно никчемной группой. Позже музыканты не раз со смехом вспоминали, как втюхивали эти пластинки пассажирам рейсовых автобусов и просто прохожим. Такое усердие пошло на пользу - как ни странно, но народу понравилось. Во всяком случае, проходной пластинка не стала.
Маленький, но успех был закреплен записанным вскоре полным альбомом "Morbid Visions", который благодаря усилиям "челноков" попал в Европу и получил там весьма неплохие отзывы. А на родине в это время Sepultura разъезжала по городам , выступая в первом отделении у Exciter и Venom. "Это была классная компания, - вспоминает Макс Кавалера, - и неплохая школа". И судя по всему так и было: первое, что они сделали по возвращении с гастролей - уволили своего гитариста. На смену ему пришел гитарный техник группы Эндреас Киссер. В таком составе, как известно, Sepultura просуществовала до 1996 года.
Первым итогом их совместной деятельности стал следующий альбом группы "Schizophrenia", по мнению трэш-ортодоксов - лучший в дискографии Sepultura. Если же смотреть на вещи более широко и непринужденно, именно "Schizophrenia" кардинально изменила звучание и стиль группы в целом, который продолжал постоянно развиваться и прогрессировать вплоть до самого последнего альбома. Кроме того, эта пластинка стала первой, попавшей в специализированные музыкальные издания мира, включая таких металл-пресс монстров, как английский журнал "Kerrang!" и немецкий "Metal Hammer", получив там довольно приличные для своего статуса оценки.
Почуяв настоящий большой успех, Макс Кавалера, значительно превосходящий остальных в запасе английских слов, был срочно откомандирован в Америку, где сделал одно из своих исторических заявлений. "Надеюсь, что мы сможем вырваться за пределы нашей страны, - сказал он. - Наша самая большая мечта - играть не только в Бразилии, но и в Европе, и в Штатах. И я уверен, что так и будет". Так оно и случилось.
Так, при помощи известных Максу английских словосочетаний и выражений, а также мимики и жестов, ему удалось убедить руководство фирмы "Roadracer" в том, что именно они должны выделить своего самого крутого продюсера, предоставить самую крутую студию и, наконец, выпустить новый альбом Sepultura со всеми отсюда вытекающими последствиями. Сказано - сделано: группу посадили в студию, приставив к ним продюсера Скотта Барнса. Всемирно известный сегодня трэш- продюсер N1 тогда, правда, был еще никем и не успел еще испортить звук уйме хороших флоридских команд, но работу свою тем не менее выполнил на все сто. Да и сами сепультурщики потрудились на славу: новый альбом "Beneath The Remains" разорвался как минимум авиационной бомбой на европейской и американской металлической сцене. Альбом расходился в неимоверных (относительно, конечно) количествах и, как следствие, через пару месяцев Sepultura снарядили в первое мировое турне: США, Мексика, Англия, Голландия, Австрия. Обалдевшие от свалившегося на голову успеха наши герои мотались по миру, словно опыляющая цветки пчела и не могли понять, что же они сделали такого особенного?!
Но времени на размышления у ставшей неотъемлемой частью огромной машины шоу-бизнеса Sepultura уже не было - снова студия. Куй железо, пока горячо! Результат - еще более убойный альбом "Arise". Более зрелый и более профессиональный. Сумасшедшие тиражи, продолжительные гастроли (в ходе "Arise-Tour" Sepultura занесло даже в Россию, где группа провела мини-тур "По руинам империи зла"), беспрецедентная для такой группы слава и популярность.
Постепенно Макс, Игорь, Пауло и Эндреас покрылись жирком и татуировками, кожаные куртки с цепями сменили шорты-бермуды и кроссовки, а вместо детских сатанинских стишков песни Sepultura уже повествовали о различных социальных проблемах - расовые разборки, бессмысленные войны. Словарный запас сепультурщиков по-прежнему, правда, был невелик, зато по музыкальному уровню группа уже могла поспорить со многими своими коллегами по тяжелому цеху. Незаметно для всех Sepultura оказались в ранге великих групп, оставив далеко позади общепризнанных трэш-авторитетов. Эйфория, одним словом, мания.
Одержимость Sepultura приняла еще больший размах после выхода альбома "Chaos A.D.", как это уже стало правилом, побившего все прежние сепультурские рекорды. Очередное мировое турне, освещаемой прессой на протяжении всего гастрольного маршрута, периодически разбавлялось выступлениями на таких престижных фестивалях, как "Rock In Rio" и даже "Monster Of Rock", причем далеко не последними по значимости.
Апогеем же истории Sepultura (на данный момент, во всяком случае) является альбом "Roots", ставший одним из самых новаторских металлических альбомов. Начав эксперименты по скрещиванию традиционного дэт-металла со своим национальным бразильским фольклором еще на предыдущем альбоме, на "Roots" Sepultura довершили свои давнишние замыслы, что с восторгом было принято и фэнами, и критикой.
Часть II Об расколе в рядах Sepultura
Что же сразило этого монстра рока, что подкосило это дэт-чудовище, пришедшее к нам из дремучих лесов далекой Бразилии, что заставило сдать с таким трудом завоеванные позиции эту дружную четверку, от мощного металла которой содрогались стадионы всего мира и разрушившую своим яростным вторжением всю "правильную" систему хит-парадов, теле- и радио-шоу? Кого отныне бояться?! Читайте...
"Cherche la feme" - как сказал поэт! Во всяком случае, женщины в этой истории являются если не причиной, то, по-крайней мере, поводом. Многочисленные интервью прессе и интернетовские излияния участников конфликта именно об этом и говорят. Все началось с того, что Игорь Кавалера, Эндреас Кисер и Пауло во всеуслышание заявили, что впредь отказываются работать с менеджером группы Глорией Кавалера, женой гитариста/вокалиста Sepultura Макса. По мнению "пострадавшей", причиной такого заявления было недоброжелательное отношение Игоря, Эндреаса и Пауло к Максу, якобы за его алчность и пренебрежение к коллегам по группе.
"Они действительно считали себя какими-то обделенными, - говорит Глория. - Макс для них был более известной личностью чем они, я тоже была в этой компании слишком известной, и даже наш ребенок был слишком известным! И что меня больше всего шокировало, так это то, как они отнеслись к смерти моего первого сына Дана и нашего с Максом отъезда в Феникс на похороны. Я была просто шокирована".
Дабы прояснить ситуацию для непосвященных, обратимся к августу того года, когда в семье Кавалера и случилось вышеописанное несчастье. Сын Глории от первого брака 21-летний Дана Веллс погиб в автомобильной катастрофе (хотя Макс Кавалера до сих пор уверен, что это не было несчастным случаем: "Это было преднамеренным убийством" - твердо считает он, ничем, впрочем, не подкрепляя свою версию) прямо накануне доннингтонского фестиваля Monsters Of Rock в списке участников которого значилась и Sepultura. Отменять выступление на таком престижном концерте в любом случае было бы просто безумием, и по взаимному (прошу запомнить: по взаимному!) согласию Глория и Макс вылетели в Феникс на похороны.
"Я сам предложил это Максу, - рассказывает гитарист Эндреас Кисер. - Дело в том, что еще в 89 году мне пришлось пару раз подменять его у микрофона, когда у него были большие проблемы с зубами. Конечно, те клубные концерты не сравнить с этим гигантским шоу, но получилось все просто прекрасно. Я вышел на сцену и объяснил, что произошло. Каждый присутствующий на том поле поддержал нас, и я думаю, что Дана одобрил бы наше решение".
"Эндреас, вместе со своим другом Джейсоном из Metallica написали песню "One Last Minute", которую записали у меня дома в ночь перед похоронами, - говорит Кавалера-старший. - Глория не хотела никаких похоронных оркестров, и вместо этого звучала эта вещь, в которой Джейсон играет на акустической бас-гитаре и поет. По его же (Джейсона) идее в гроб Дана положили плейер, где была записана любимая вещь Дана "Attitude" с нашего последнего альбома. Они записали ее раза четыре и поставили плейер на авто-реверс..." По словам же Глории, со стороны Sepultura ни она, ни Макс не получили ни толику поддержки и соболезнования. Причиной этому, по ее мнению, стала отмена нескольких концертов американского тура. Окончательный же разговор между противоборствующими сторонами состоялся в начале зимы, 16 декабря, после последнего концерта английского "Roots Tour" Sepultura в лондонской "Brixton Academy", который оказался последним вообще в истории этой довольно влиятельной и весомой группы.
"На самом деле все началось намного раньше, - рассказывает Макс Кавалера, - еще в Аргентине, где мы были прошлым летом, как раз перед тем английским туром с Оззи. После одного из концертов в моем номере раздался телефонный звонок - звонил Эндреас. "Нам нужно встретиться, - сказал он, это очень важно и не ждет отлагательств. Мы идем к тебе". Через пару минут они вошли - очень серьезные и хладнокровные. "Мы не желаем больше работать с Глорией, - сказал Эндреас, - и прямо завтра начнем искать нового менеджера". Я просто обалдел и первое, что сделал - вышвырнул его за дверь. Это был просто какой-то шок! Потом, уже в турне с Оззи, мы помирились с ним. Как-то ночью мы пили с Эндреасом пиво, и я предложил ему поговорить начистоту, выяснить, что же все-таки происходит. Он что-то начал говорить о моем чрезмерном лидерстве и тому подобное. Я до сих пор не могу понять этой логики! Я никогда никого не делил на главных и второстепенных. А то, что я чаще остальных появляюсь на обложках журналов... Это же полный бред! Возьмите, скажем "Kerrang!", который вечно помещает на своих обложках кого-нибудь одного из группы. Естественно, они выбирают меня - фронтмэна группы. Давайте протестовать, но тогда наше место займет Фил Ансельмо или еще кто-нибудь другой! Так в каком случае Sepultura больше постарадает?
Вернемся, однако, к последнему концерту группы и последующему ее развалу. "Это было не так-то легко - заявить о своем уходе из группы, - продолжает Макс, - но у меня не было выбора. Она подошла ко мне после концерта со слезами на глазах и сказала, что больше не работает с группой, показав письмо, которое в раздевалке ей вручили Игорь, Эндреас и Пауло. Посли семи лет такого плодотворного сотрудничества они выкинули ее без всяких причин и объяснений! Они даже не сказали ни слова! У меня не было никакой гарантии, что следующим не буду я, но все же я еще долго не верил, что тот концерт в Лондоне действительно станем нашим последним; по-крайней мере в мой адрес не было сказано ни слова. Я взял небольшой отпуск, надеясь, что все еще образуется. Если это на самом деле конец Sepultura, то это самый глупейший конец группы, который только может быть! Группа распадается, находясь в самой низшей точке своей карьере, но никак не в ее апогее! И думаю, что я без лишней скромности могу сказать, что Sepultura - великая группа и не достойна такого финала".
Исходя из последующих заявлений, интервью и нескольких пресс-конференций (первая из них, кстати, состоялась в бразильском Сан Пауло сразу после опубликования в прессе письма Макса Кавалеры, которое приводим и мы <читай ниже>) выяснилось, что всю кашу заварил никто иной, как Кавалера-младший, относящийся к происходящему более спокойно и в отличие от брата не впадающий в истерику и не теряющий рассудка.
"Первое слово действительно было за мной, - объясняет он, - и именно потому, что Макс - мой брат, и я как никто другой знаю его и чувствую. Уже долгое время я не могу с ним общаться, мы потеряли какую-то внутреннюю связь. Дело в том, что Глория для него - это все. Я не хочу сказать, что это плохо, но речь идет не о семье, а о нашей группе. Я вижу, как сильно ее влияние на разум Макса, слышу, как он говорит ее словами - Макс только раскрывает рот, а говорит на самом-то деле Глория! Не так давно мы виделись с Максом, и он сказал, что не хочет уходить из группы, что ждет, когда мы снова будем работать все вместе. Но буквально на следующий день я услышал его с Глорией по радио - он говорил уже совершенно другое!"
"Моя жена тоже имеет свою точку зрения относительно Sepultura, - поддерживает Игоря гитарист Эндреас Кисер. - Время от времени она приходит на наши концерты, слушает наши пластинки, смотрит видео. Частенько она высказывает мне свое мнение, что-то предлагает, советует, но решает какие-либо вопросы группа и никто другой! Макс же с Глорией в этом плане зашли слишком далеко, их отношения настолько смешались, что они уже перестали понимать, где личная жизнь, а где работа. У каждого из нас есть семья, дом, но есть и работа, профессия, если хотите!"
С трудом воздерживаясь от каких-либо личных комментариев, скажу, что в ходе продолжения всех этих разборок список действующих лиц пополнился на три пункта - см. самое начало статьи. Да, да, совершенно верно - оставшимися тремя представительницами женской половины, составляющими некогда большую и дружную Sepult-семью. Как только Макс Кавалера официально заявил о своем уходе из группы, на сцене этого театра абсурда, зависти и откровенной глупости появились жены Кавалеры-младшего, Киссера и Пауло с обвинением экс-лидера Sepultura в неоднократном и незаконном присвоении N-сумм денег, отобранным алчным и коварным Максом у бедных и несчастных одногруппников (и опять, кстати, не имея в наличии ни одного компрометирующего факта). Вот и думай, кто же допускает своих подружек жизни к себе на работу, а кто нет?
Да, в который раз я убеждаюсь в справедливости утверждения о том, что истории свойственно повторяться! Рано или поздно, но ее могущественное колесо проделает очередной оборот, и цикл событий повторится вновь. Вам ничего не напоминает все вышесказанное и вышеописанное? Оглянемся лет эдак на 25, в Англию... Ну?.. Да, да, та самая легендарная ливерпульская четверка! События практически идентичные. Одна из бразильских газет даже назвала чету Кавалера "новыми Йоко Оно и Джоном Леноном".
Такая вот история. Кто прав, а кто виноват - судить, пожалуй, не нам. И какова дальнейшая судьба рассорившихся музыкантов, тоже пока неизвестно. Несмотря на все произошедшее, Макс Кавалера уже неоднократно признавался, что мечтает о возвращении в группу; оставшиеся супультурцы также неоднократно высказывались по этому поводу.
"Для него наши двери открыты всегда, - говорит Эндреас. - Прежде, конечно, придется обговорить массу вещей, но шанс, наверное, у него есть. Мне действительно жаль, что так получилось. Никогда не думал, что такое может случиться у Sepultura. Мы всегда были как пальцы одной руки, и единство важно для нас и сегодня". "Да, думаю, воссоединение вполне возможно, - поддерживает нового (?) вокалиста Игорь. - Во всяком случае, мы не говорим НЕТ! В следующее турне мы поедем скорее всего втроем - петь будем Эндреас, но по возвращении хотелось бы поговорить с братом, по-настоящему поговорить".
Однако не прошло и полутора недель, как выяснилось, что свое мнение сепультурщики меняют как Арнольд Шварценеггер пулеметные ленты. Уже в следующем интервью барабанщик заявил, что ворота с надписью Sepultura для Макса Кавалера закрыты на огромный засов раз и навсегда.
"Несмотря на то, что изначально мы ничего не имели против Макса и говорили лишь о смене менеджера, он ушел из группы. - сказал Игорь, - и думаю, что в прежнем составе Sepultura уже никогда не будет существовать. Мы никогда ничего не говорили о своих отношениях, но в группе всегда существовали какие-то проблемы. Пока не могу сказать ничего конкретного, но с Максом или без него, мы Sepultura и несомненно будем продолжать свою деятельность".
Комментарии, думаю, излишни, да, наверное, и не нужны. Пока, во всяком случае. Единственное, что остается добавить, так это уже упомянутое письмо Макса Кавалеры, разосланное в редакции ряда крупнейших металлических изданий мира, со своей полной версией произошедшего, которое в не особенно оптимистическом настроении мы приводим.
И если Sepultura умерла - что ж, да здравствует Sepultura!
P.S. А тем временем металлисты всех стран и народностей посредством любимого нами Internat-a требуют воссоединения Sepultura с Максом Кавалера. Список стран, откуда приходят голоса "Даешь!!!" уже перевалил за шестой десяток (есть там и Россия), что, видимо, еще не предел. Возможно, конечно, все это пустое занятие, однако не стоит забывать, что Accept в свое время (в 1992 году) был возрожден именно таким способом - не слава, не деньги, а именно мешки писем (сейчас это делается намного проще!) тысяч фэнов смогли реанимировать любимую группу! Кто знает, кто знает... Истории свойственно повторяться...
ПИСЬМО МАКСА КАВАЛЕРЫ
"Никогда не думал, что настанет день, когда я буду писать такие вещи.... На душе скребутся кошки, обидно до слез и сейчас мне хочется разделить свои переживания с моими фэнами и всеми людьми, которые были со мной 14 лет существования Sepultura. Я как человек, все это начинавший, разрисовавший именем Sepultura свои школьные учебники, переживший с этой группой все взлеты и падения, дошел до состояния, подобного наблюдению за убийством своего сына или себя самого. Музыка - это нечто такое, что я не могу описать никакими словами; это моя религия, моя пища, мой наркотик, мой собственный мир, в котором я один понимаю, что происходит, и не могу жить без этого. Все это я пишу, чтобы люди поняли, для чего я взялся за перо.
Я хочу, чтобы люди знали правду о том, что у нас произошло. Ежедневно я нахожусь на грани истерики, я глубоко опечален, мне больно, я зол, я полностью шокирован, у меня чувства, будто половина меня мертва, даже моя мать спрашивает, как я это выношу?!!
Я хотел бы поблагодарит каждого, кто помог нам персонально, может быть нас разъединила судьба или рок, не знаю!!! Я не хотел этого, но это случилось! К сожалению, это жизнь, как я в свое время написал в тексте "Clenched Fist", "Жизнь - это хаос, и от него не уйти".
Сейчас я переживаю наихудшие дни своей жизни, но я верю, что их сменит что-либо очень хорошее!!! Я намерен продолжать выполнять свою миссию, где не будет никакой грязи, связанной с деньгами, алчностью и тому подобными, помогать людям справляться с жестокой жизнью, любыми доступными способами предотвращать людей от такого позора, в котором оказывался сам. Отвергать и бороться с этой чертовской действительностью. Людям, которые мне верят, я обещаю, что не подведу вас, наша миссия продолжается. Без Sepultura, к сожалению, но я всегда буду помнить об этой группе, как о команде, не знающей никаких компромиссов, ни разу не продавшейся, никого не подводившей. Я очень горжусь этим, и вы, надеюсь, тоже!!!
Не я был инициатором развала группы - мы с Глорией были слишком сильно одержимы Sepultura. Никто так не чувствовал эту группу как я, я всегда был болен Sepultura и может быть поэтому решился ее покинуть. Мне не нужно в жизни дерьма, что произошло между нами, и единственное, чего бы мне хотелось сейчас - вновь наслаждаться Sepultura, созидать, играть, смеяться, плакать, бороться, мечтать... Я хочу вернуть все эти чувства, и я знаю, что найду все это, потому что я тот человек, кто может взять и уйти от этого. Расстаться с музыкой для меня тоже самое, что расстаться с самим собой, я никогда не смогу быть счастлив, не имея этого. И больше всего мне доставляет душевную и физическую боль факт того, что мы были так едины в своих целях и стремлениях, мы были настоящим кланом, племенем, и так обидно, когда людей меняет зависть, жадность и другие подобные вещи.
Все, что мне остается сказать, и это идет из глубин моего сердца - мы были идеальнейшей командой: нас четверо, Глория, наши дорожники, вообще вся организация, мы были силой, мы были победителями, это правда, черт возьми, настоящая правда!!!
Глория работа и помогала Sepultura в течение семи лет, она прошла с нами весь путь от никому не известной группы из Бразилии и до того, кем мы являемся сейчас. Она оставалась с нами и поддерживала, когда никто не желал иметь никаких дел с Sepultura. Мы еле говорили по-английски и все такое прочее, но она всегда верила в нас, как никто другой!!! Я видел ее в работе каждый божий день с семи утра до самой полуночи. И то, что сейчас случилось, просто не по-человечески по отношению к ней!!!
Все произошло после аншлагового концерта в "Brixton Academy", прямо на глазах у нашего ребенка, когда Глория еще не успела отойти после смерти сына, за несколько дней перед Рождеством!! Неужели она это заслужила??? Я задаю себе этот вопрос каждый день!!! И это племя Sepultura?
Я верил этой группе, как самому себе. Мы всегда находили взаимопонимание, и даже во времена, когда была возможность заменить кого-нибудь из группы или дорожной команды на более профессиональных людей, мы не делали этого, держась друг за друга. В свое время мы, конечно, могли найти более лучшего басиста или суперпрофессиональных роуди, но я не считал, что это будет хорошим шагом с нашей стороны. Мы всегда были честны и всегда помогали друг другу!!! И после всего этого Эндреас, Игорь и Пауло заявляют Глории, что она больше не является их представителем! Без всяких, черт возьми , причин!! Эти трое просто вышвырнули ее!!!
Это уже не то племя, в какое я всегда верил. Мне очень жаль, но я привык всегда на добро отвечать добром и благосклонностью и ни за что не изменю своим правилам!!! И ушел я именно поэтому - я не могу и не хочу работать без уважения, без симпатии.
Я только хочу, чтобы все знали, что я никогда не ХОТЕЛ и не РАЗРУШАЛ Sepultura! Я хотел сделать все возможное, чтобы предотвратить это, решить все проблемы, но все зашло так далеко, чтобы было уже слишком поздно. И самое обидное, что люди скоро забудут, откуда мы появились и как добились такого успеха. Кто вспомнит те деньки, когда мы спали за сценой где-то в Бразилии во время турне "Morbid Visions"? Как приехали в Штаты без единого доллара в кармане? Как потом и кровью добивались первого контракта? Когда не могли поселиться в гостинице, и нас приютила Глория в своем доме в Фениксе?
Как мы любили ее и уважали, когда она работала с нами целый год без денег и контракта - просто она так верила в эту группу!!! Я никогда не забуду ничего этого, и поэтому я знаю, что продолжение обязательно последует!! Мне очень больно, обидно, досадно, черт побери, но именно это меня и заставляет надеяться на все хорошее и продолжать жить по-человечески! Повторяю, я продолжу свое дело, я буду продолжать писать музыку и бороться ради себя и ради людей, которые так же верят во все это!!! Спасибо всем, кто никогда меня не подводил!!! Под тусклым небом мы ARISE AGAIN!!!"
Часть III Макс Кавалера
Статистика утверждает, что очень многие рок-музыканты умирают в возрасте 27 лет. За примерами далеко ходить не надо - возьмем Джими Хэндрикса или того же Курта Кобейна. Опасный, в общем, период. Экс-гитарист/вокалист группы Sepultura Макс Кавалера очень переживал последнее время по этому поводу. Причин было три: во-первых, ему как раз и было 27 лет. Во-вторых, его убрали из Sepultura, в третьих, в автомобильной катастрофе погиб его приемный сын Дана. Расстраивался Макс, расстраивался, вспомнил про Кобейна и собрался уже было помирать. Но тут, как нельзя кстати, 4 августа 1997 года ему стукнуло 28 лет. Кобейна он пережил, кризис преодолел - и пришло время собирать новую группу.
Правда, название для группы Макс еще не придумал, но зато официально назвал имена своих новых коллег - своего соотечественника Марчелло (раньше он был директором по свету у Sepultura, а еще раньше играл в группе вместе с сегодняшним сепультурщиком Эндреасом Киссером) и американца кубинско-эквадорского происхождения Роя (экс-Nausea). Первый играет на бас-гитаре, второй - барабанщик.
С этими музыкантами Макс записал уже пять композиций, которые прокручивает журналистам и охотно о них распространяется: "Песни "Bleed" и "Eye For An Eye" были написаны мной почти сразу происшествия с Sepultura, и в одной из них есть такие слова: "Я думал, что мы одно племя, я думал, что вы друзья, поганая зависть изменила все". Эти песни выражают мое страдание, а так же мысль о том, что жадность сможет испортить все. Но я не хотел пожертвовать весь альбом соплям по поводу моего ухода из Sepultura. Людям и так уже надоела эта история. Они хотят случать музыку. Поэтому следующая написанная мною вещь носит уже позитивный характер. В ней речь идет о том, что когда мне было 13-14, мы переехали из Бело-Горизонте в Сан-Паулу. Сначала я боялся, а потом решил, что нужно выстоять. Точно также я поступил и в случае с Sepultura. "Tribe" - о том, как воссоздается утраченное единство, как опять собирается племя. Последнее, что мы записали - это "Boomba" - в переводе с португальского это означает "Страшный, ненормальный, дикий шут". Вот такая же песня и получилась."
А совсем недавно Макс взял еще одного гитариста, Люцио, из бразильской группы Chico Science. Так что группа получается на три четверти бразильская (интересно, что барабанщик Рой, дабы иметь возможность полноценно общаться со своими новыми товарищами, срочно учит португальский).
Хотя не все и не сразу у Макса Кавалеры пошло так гладко. 14 лет в Sepultura - это вам не 15 суток за мелкое хулиганство. Он был травмирован и подавлен, собираясь послать все к чертям, бросить заниматься музыкой, уехать обратно в Бразилию и забыть обо всем. Но потом он сказал себе: "Черт возьми, ты не должен останавливаться, ты должен идти вперед!" Он не стал тратить свою жизнь, свое время, свои деньги и энергию на разборки с Sepultura. Чисто теоретически он мог бы в судебном порядке оттяпать у оставшихся название (Sepultura), но предпочел не делать этого. Не захотел пачкать руки, а на это в наше время способны очень немногие.
Первые месяцы после ухода из Sepultura были мрачны и деструктивны. В апреле Макса пригласили в Бразилию выступить на концерте памяти умершего вокалиста бразильской группы Chico Science. Макс вышел на сцену вместе с остальными участниками Chico Science, начал играть и решил, что "должен пройти через все это дерьмо и забыть о нем". Именно в этот момент Кавалера и решил создать свою группу.
"Я разослал предложения в конторы и получил факсы от трехсот музыкантов! - рассказывает он. - Заинтересовался даже Дэйв Ломбардо (экс-Slayer). Я в буквальном смысле слова сидел на куче факс-бумаги и радовался: "Это же целое племя!" Тем не менее оркестр из трехсот человек он собирать не стал, ограничившись лишь тремя из них. Настроение почти исправилось. Правда, после смерти Дана Макс и Глория окружили свой дом высоким забором, наставили видеокамер и ударились в паранойю. Как-то раз кто-то разбил одну камеру, и обитатели даже погрузились в мании и фобии с головой. Но с появлением новой группы, новых людей вокруг - страхи прошли.
Теперь все думают, на что же будет похож новый альбом Макса. Сам он сказал, что него ориентирами являются "Beneath The Remains" Sepultura и "Ride The Lighting" Metallica. "Именно это и есть настоящий металл", - уверяет Макс. Но в то же время он говорит, что Sepultura - это закрытая страница, а из его прошлых проектов он ориентируется только на Nailbomb. Ударник Рой, игравший в Nausea, естественно, любит Amebix, Discharge и прочий хардкор. Гитарист Люцио вообще не принадлежит ни к какой сцене - ни к панк, ни к инди, ни к метал, ни к року вообще. Он играет все что угодно, лишь бы ему это нравилось. А если бы ему не нравилось играть в группе у Макса Кавалеры, он бы туда не пришел. Что любит Марчелло, неизвестно, известно только, что ради него Макс отверг предложения бывших музыкантов из Skinlab и Front Line Assembly. Вот такая вот подобралась компания. В октябре они вроде как записали альбом, в марте-апреле 1998 должны его выпустить. У меня грязные подозрения, что альбом будет похож на Discharge. Впрочем, обещают сыграть под Discharge и Фил Ансельмо со своим сольным проектом, хочет вернуться к корням и Генри Роллинз - но пока эту легендарную команду еще никто не переиграл. Поэтому пусть будет лучше новый альбом Макса Кавалеры, чем очередная попытка переплюнуть Discharge. Тем более что все равно не получится.
Часть IV Soulfly
Не так давно Оззи Осборн назвал Макса Кавалера «ОСБОРНОМ наших дней», проведя параллели между расколом Sepultura и событиями почти двадцатилетней давности, происошедшими в группе Black Sabath. Подобно молодому Оззи, Макс Кавалера покинув популярную группу, находящуюся на самом пике ее славы, продолжил свою карьеру созданием коллектива и выпуском нового альбома под одноименным названием Soulfly, тогда как Sepultura все еще не могли залатать брешь в своем судне.
Cегодня имя Макса Кавалеры все меньше и меньше ассоциируется с названием его прежней группы Sepultura. Еще два года назад «мы говорили Макс — подразумевали Sepultura» и наоборот, хотя пути Кавалера-старшего и его бывших коллег разошлись раз и навсегда гораздо раньше. Сегодня приставка «экс-Sepultura» по отношению к самому знаменитому в мире тяжелого рока выходцу из Бразилии уже почти не используется. Сегодня Макс Кавалера хочет, чтобы его имя ассоциировалось только с Soulfly, его новой группой, одноименный дебютный альбом которой увидел свет в апреле 1998 года, то есть почти ровно через полтора года после ссоры между Максом и тремя остальными участниками Sepultura, в результате которой группа и осталась без своего лидера, главного идеолога, гитариста и вокалиста. Последний предпочитает, правда, называть произошедшее не просто ссорой, а самым настоящим предательством, «развалившим “Sepultribe”, то есть «племя Sepultura». Впрочем, что же в действительности имело место быть и каким определением это называть, сейчас уже не имеет никакого значения. Хотя бы потому, что у главного героя этой истории сейчас новая жизнь, новая группа и новый полет души.
Запись дебютного альбома Soulfly началась 1 Октября 1997 года и продолжалась ровно месяц (не считая микширования и мастеринга)! Работа шла в студии “Indigo Ranch” в Малибу под руководством продюсера Росса Робинсона, известного по работе с Korn, Limp Bizkit, Tura Satana и той же Sepultura. «С Россом мы записывали ’Roots’, и еще тогда я пообещал ему, что на этом наше сотрудничество не закончится. Я вообще привлек для записи своего альбома только тех, для кого музыка — это отношение к окружающему миру, стиль жизни, наконец. Мне было очень легко работать и с Россом, и с остальными парнями, потому что у нас одинаковое отношение к музыке, одинаковые точки зрения на вещи. Не хочу назвать Игоря, Эндреаса и Пауло нечестными в своем творчестве, но они были очень тяжелы на подъем в плане всего нового и оригинального. Порой я даже удивляюсь, как нам удалось записать ’Roots’ — настолько трудно их было завести какой-нибудь новой идеей. С этими же людьми все наоборот, они на лету схватывают любую идею и начинают доводить ее до совершенства».
Свой новый альбом сам Макс характеризует как: «тяжелее чем Sepultura, но не похоже ни на один ее альбом», добавляя, что ’Soulfly’, «пожалуй, можно назвать смесью ’Beneath The Remains’ и “Discharge”. Он может и напоминает Sepultur-у но лишь потому, что в нем остались мой голос и мои звериные риффы, — то есть все, что отличало Sepultura от десятков других команд. В остальном же ’Soulfly’ довольно далек от того, что я делал с Sepultura. Возможно, какие-то фрагменты могли бы быть сделаны Sepultur-ой, но в целом это совершенно другая музыка, с более мрачным звуком и мрачными текстами. Я перешел на новый уровень, а то, что я продолжаю внедрять в свою музыку какие-то этнические элементы, ровным счетом ничего не значит».
Новым уровнем Макс Кавалера считает смешение чистой металлической музыки с уже упомянутыми элементами бразильского фольклора и такими модными сегодня течениями, как индастриал и даже техно. Хотя новым это назвать никак нельзя, ибо подобные эксперименты уже имели место на альбоме проекта Nailbomb. Кстати, один из участников этого проекта, гитарист Fear Factory, принимал участие и в записи дебюта Soulfly. И не он один. Список приглашенных музыкантов довольно внушителен: коллеги Казареса по Fear Factory Бертон Си Белл и Кристиан Оулд Уолберс, музыканты Limp Bizkit Фред Дарст и Ди Джей Летал, вокалист Deftones Чино Морено, старый приятель Макса Бенджи из группы Dub War, Эрик Бобо из Cypress Hill, бывшие музыканты Chico Science Йорге Ду Пиксе и Гилмэр Болла, и, наконец, Марио С., известный по своей работе с Beastie Boys»
Что же касается новых пристрастий Кавалеры, то несмотря на его увлечение такими группами, как Fear Factory, Will Haven или Hatebreed, он не перебарщивает с современными веяниями. «Я по-прежнему играю металлическую музыку, — говорит Макс, — и являюсь одним из немногих, кто сегодня любит эту музыку и хочет ее играть. Я придумываю классические хэви-металл-риффы, которые играются на одной струне одним пальцем. Я ненавижу всех этих гитаристов-виртуозов, потому что в их музыке нет чувств. Посмотрите, все классические песни построены на одном единственном риффе! Что же касается упомянутого современного звучания, то это всего лишь одна из составных частей моей музыки, которая, конечно, не является доминирующей. Просто я всегда открыт для всего нового и оригинального и всегда с радостью берусь за эксперименты. Именно поэтому на ’Soulfly’ столько приглашенных музыкантов. Кроме того, я считаю, что будущее за такими группами, как Fear Factory. Сегодня такие группы более интересны, чем команды, играющие рок, типа Metallica. Согласен, что эта музыка неплохо продается, но интересна ли она сейчас? Поэтому я уверен, что будущее хэви-металла — в смешении разных стилей. Но, повторюсь, я не собираюсь отрываться от своих корней. Мои песни по-прежнему тяжелы и агрессивны».
Да, этого у Кавалера не отнять. Макс продолжает использовать в своей музыке различные экзотические инструменты, главным образом ударные. Нельзя не отметить и тот факт, что Кавалера не ограничивается бразильской культурой, а старается внедрять в свои песни элементы фольклора других народов, чему способствуют его бесконечные путешествия по миру, несмотря на то, что семья Кавалера имеет собственный дом в Фениксе (штат Аризона) куда они переехали после смерти приемного сына Макса осенью 1996 года.
Смерть Дана стала большим ударом, как для Глории, так и для самого Макса. И если музыка Макса и так всегда была достаточно мрачна и агрессивна, то тексты его нового альбома представляют собой желчный от досады и яростный от бессилья комок, летящий прямиком в сторону убийц Дана. Не случайно первый вариант названия дебюта Soulfly был “Eye For An Eye” — «Глаз за глаз». Но всё же альбом был назван именем группы, которое, кстати, было придумано Кавалерой уже после завершения работы над диском.
«До этого момента мы перебрали, наверное, тысячу названий, но ни одно из них не подходило, — рассказывает он. — В Париж я прилетел, чтобы сыграть вместе с моими друзьями Deftones. Мы играли песню “Head Up”, которую вместе написали и посвятили памяти Дана. В этой вещи и было это выражение — Soulfly «полет души». Меня тут же осенило, это было подобно удару молнии: вот оно, название для группы! «Полет души» — только это словосочетание может точно определить все наше творчество, всю концепцию группы. В своей музыке мы действительно очень открыты, и она идет от сердца, от души. Я вообще считаю, что название группы должно отражать не ее музыкальный стиль, а общее настроение, смысл существования группы вообще. А название было нужно обязательно, поскольку я не считаю Soulfly своим сольным проектом. Правда, практически весь материал на этом альбоме принадлежит мне, потому что мне очень нужно было написать эти песни, но в будущем, я надеюсь, Soulfly будет более демократичой группой, тем более что эти ребята — очень талантливые музыканты, и им действительно есть что сказать».
Однако вскоре после завершения работы над альбомом, Soulfly покинул гитарист Джексон Бандиера, который присоединился к друзьям детства, бразильской команде Zacao Zumbi. И в турне по Америке, начавшемуся 23 апреля в Хьюстоне, отправился бывший гитарист Machine Head Логан Мейдер. Мейдер великолепно вписался в состав группы, однако был объявлен лишь сессионным музыкантом Soulfly, и после, в январе 1999 года расстался с Кавалера по причине желания заняться сольной карьерой. Зная, что рано или поздно это произойдет, музыканты заранее подготовились к перемене состава, и уход Мейдера не отразился на гастрольной деятельности Soulfly. График турне по Австралии, Новой Зеландии и Японии не был нарушен — туда группа отправилась со своим новым гитаристом Мики Доулингом, бывшим участником группы Snot.
Именно в таком составе Soulfly приезжали в Россию и дали два концерта в Москве и Санкт-Петербурге, где исполняли не только материал со своего дебютного альбома, но и классику Sepultura “Beneath The Remains”, “Refuse/Resist”, “Dead Embryonic Cells”, “Inner Self”, “Roots Bloody Roots” и “Attitude”. Так что даже те, кто не очень доволен сегодняшним творчеством Макса Кавалеры, не остались после этих концертов разочарованными.
После окончания европейских гастролей, группа приступила к написанию материала для своего второго альбома. "Пока трудно сказать, по какому пути будет развиваться Soulfly дальше, — говорит Макс, — но, в любом случае, я не собираюсь останавливаться. Сейчас я действительно чувствую себя свободно (хотя, будучи участником Sepultura, я не ощущал в этом недостатка, скорее было просто непонимание со стороны остальных), и глупо было бы останавливаться. Я все тот же Макс Кавалера, который по-прежнему пишет тяжелые песни и открыт для любых музыкальных экспериментов. И, самое главное, сейчас меня окружают классные люди, с которыми мне очень легко и приятно работать. Можно сказать, что я шел к этому всю свою жизнь. По крайней мере, я доволен, что записал этот альбом. И если мне завтра придется умереть, я умру спокойно, теперь мне жалеть не о чем ".
В октябре 2001 из группы уходит ударник Джо Нунес, его заменяет бывший ударник группы Рой Майога. Это кстати великолепно, так как с участием Роя Майога был записан их дебютник, которой на порядок выше "Примитива" и по ударным партиям в том числе. Вообще Рой Майога считается одим из лучший ударников. 25 июня 2002 года выходит третий альбом, с вполне логичным названием "3". В отличие от предыдущего альбома, на этом диске кроме вокалиста приглашённых гостей нет, группа решила всё сделать своими усилиями.
И вот, в начале 2004 году появляется новое творение соулфлая - Prophecy. И почти сразу же выходит клип на одноименную песню.
Часть V Sepultura - Погребение отменятся?
После ухода Макса Кавалеры из группы история не закончилась. Оказалось что у бразильского экс–монстра есть еще "порох в пороховницах и ягоды в ягодицах". С выпуском в свет 6 октября нового альбома "Against" группа открыла новую страницу в своей истории и заявила о своих претензиях на место под солнцем.
Как же они обошлись без своего бывшего лидера Макса (Max Cavalera)? Даже легче, чем можно было себе представить: по наводке своего представителя в Roudrunner нашли никому доселе не известного темнокожего парня Деррика (Derrick Green), успевшего попеть–поиграть в нескольких американских хардкор–группах, название которых даже не стоит упоминать, так как они постоянно то распадались, то собирались уже под другим именем, а Деррик то и дело оставался у "разбитого корыта". В конце концов он потерял надежду выразить себя в музыке и пошел работать в один из ночных баров Нью–Йорка. И тем неожиданней был для него звонок из Бразилии от самих Sepultura с предложением попробовать наложить вокал на одну из новых композиций группы.
"Сперва я подумал, что это какой–то розыгрыш. В то утро я пришел домой, был пьян, ничего не помню, разделся и лег в горячую ванну. И тут вдруг звонок, — рассказывает Грин. — Об этом телефонном разговоре я вспомнил лишь через неделю, когда обнаружил в почтовом ящике письмо из Бразилии с приложенной к нему кассетой от представителя Sepultura в Америке".
На первый взгляд (да и на второй тоже) странным кажется, что выбор трех всемирно известных бразильцев пал на ничем не примечательного темнокожего американца. В чем же дело? Просто одна из кассет с демо–записью группы Outface, в которой какое–то время вокалировал Деррик, завалявшаяся на полках Roudrunner, случайно попала в руки гитариста Sepultura Андреаса (Andreas Kisser). Последний сам сначала планировал стать у микрофона, но, прослушав кассету, изменил свое мнение и, недолго думая, связался теперь уже мы знаем с кем, ни минуту не сомневаясь, что Деррик не откажется принять его предложение.
"После ухода Макса из группы мы даже не знали, будем ли по–прежнему называться Seрultura,– повествует Игорь (Igor Cavalera). — И мы решили так: если наша музыка будет в корне отличаться от того, что мы делали раньше, то и название следует поменять. Но после того, как Деррик влился в наш коллектив, работа пошла как нельзя лучше, а время, проведенное в студии, напомнило те дни, когда еще Макс был одним из нас. В итоге название осталось прежним. Грин вообще оказался классным парнем, таким же, как мы. Он слушает ту же музыку, любит футбол и даже болеет за "Паймейрас" — нашу любимую команду!"
"Многие думают, что Sepultura — это только Макс Кавалера, а мы — лишь музыканты за его спиной. Но Sepultura это всегда были мы четверо, и каждый вносил свой вклад, свою индивидуальность. Сейчас мы любим ту же музыку, у нас те же взгляды, те же идеи, которые мы пытаемся выразить в наших песнях. Единственное отличие в том, что Макса нет, а на его место пришел Деррик" — так вкратце описывает теперешнее положение вещей Киссер.
Как только трое бразильцев осознали, что Грин — это именно тот , кто им нужен, приступили к совместным репетициям. Дальше — работа над новым альбомом, причем песни записывались в разных студиях Бразилии, а "Kamaitachi", одна из самых запоминающихся на альбоме, — аж в Японии с участием Kodo, группы японских перкуссионистов. Интересно, что для записи другого варианта этой композиции, который будет присутствовать на сингле к новому альбому, был приглашен Mike Patton (вокалист Faith No More, если кто не помнит). Он является старым другом группы и помогал ей еще при записи "Roots" (его вокал там присутствует на песне "Lookaway", если кто не знает).
"Мы провели в Японии четыре дня, и это было "сool" переключиться на что–то новое и использовать элементы разных музыкальных культур. На альбоме по–прежнему чувствуется влияние наших латиноамериканских корней, как и на "Roots", но в структуру нашей новой работы мы пытались вплести и новые находки, например, японские фолк–мотивы."
На Деррика, для которого запись и выступления на таком уровне были чем–то "сверх", работа с Sepultura произвела огромное впечатление: "Сначала я сильно волновался и даже физически ощущал то давление и ответственность, которые легли на меня. Но, прослушав музыкальный материал, наброски песен 4–5 раз, я проникся настроением альбома, почувствовал ритм и уже начал подавать свои идеи".
Работа продвигалась полным ходом. К сентябрю альбом был готов, и вот 6 октября "Against" увидел свет. Теперь "Against" готов расползтись по миру (ворваться же ураганом в мир тяжелой музыки и стать бестселлером, как то сделали "Arise", "Chaos A. D." и "Roots", ему скорей всего не суждено —– интерес к подобной музыке уже упал), а Sepultura снова может начать делать то, что им всегда нравилось больше всего: выступать перед широкой публикой, неся музыку в массы.
"За последние полгода мы здорово сыгрались, — говорит басист Павел (Paul Jr.). — Мы отлично дополняем, понимаем друг друга на сцене, мы всегда вместе, и дружба — это не пустое слово для нас (интересно, что почти то же самое мы слышали, когда вместо Деррика был Макс, — Прим. авт.). Турне — это всегда волнующее событие. Мы рады вырваться из Бразилии и снова начать играть "вживую" после долгого перерыва".
Таким образом, приятно отметить, что знаменитые бразильцы наконец–то отвлеклись от повседневных проблем и споров, и, успешно преодолев период "полураспада" — самый тяжелый этап в их карьере, занялись тем делом, для которого в далеких 80–х и была создана великая Sepultura.
1 октября группа отправилась в "Fight Against Tour 98", который был открыт концертом в Сакраменто, далее тур по всему миру, а первое время с ними вместе ездили Slayer.
Sepultura записали две композиции для саундтрека (вышел только на Roadrunner Records Brazil) к бразильскому фильму "In The Heart Of The Gods" (В Сердах Богов), в котором снимались Андреас Киссер и Игорь Кавалера.
В октябре 1999 года группа наконец возвращается в Бразилию и выступает в Сан-Пауло на Via Funchai. На концерте присутствовали 4500 фэнов. Начался тур по Бразилии, после того как тур был закончен группа приступила к записи нового альбома.
В начале 2001 г. Sepultura выступила на фестивале "Rock"In"Rio" перед аудиторией в 150 тысяч человек! Также в фестивале принимали участие: Iron Maiden, Guns"N"Roses, Papa Roach, Silverchair, Foo Fighters и другие.
В марте 2001 выходит новый альбом под названием "Nation" выпущенный на "Starter Records". Данная работа одновременно интеллектуальна и сложна, но вместе с тем чувствуется напор и сила, которые всегда так были характерны в музыке группы. Среди музыкантов приглашенных для записи альбома, финский струнный квартет Apocalyptica, звезда даб-регги Dr. Israel и другие. Многим стало ясно, что из этой ямы группе уже не выбраться, особенно после того, как они разорвали контракт с Roadrunner Records, по причине недовольства работой этого лэйбла. Музыканты тоже осознали это, и в следующем году выходит концертный альбом "Under A Pale Grey Sky". Это была запись последнего выступления команды с Максом Кавалерой. Диск получился первоклассным, как и все, что было записано с Максом... А Деррик Грин в это время нашел время снять фильм "Tribus", повествующий о закулисной жизни Sepultura.
Наконец, 2003 год. В феврале выходит EP "Revolusongs". Если Вы еще не поняли, что он из себя представляет, рейтинг этого диска 2/10. Впечатляет, не правда ли? Но история продолжается. В июне свет увидел новый полнометражник "Roorback". И кто знает, что ждет Sepultura в будущем? Конечно, последние релизы группы не внушают нам особого оптимизма, но надеяться можно всегда.