Если всю нашу планету отдать в пользование металлистам и металлисткам, металюгам и металькам, то после немедленной резервации (куда-нибудь в Антарктиду) всех неугодных девичек- попсовичек и мужичков-попсовичков, география будет примерно следующая: Столицей трэш-республики, несомненно, станет Сан-Франциско с его знаменитым заливом. Браткам неравнодушным к косметике, лаку для волос и разноцветным тряпкам, так уж и быть, отдадим Лос-Анджелес – их историческую родину. Хард-рокерам, естественно – британские острова (“старикам везде у нас почет”). Дворец Съездов для ребят в бермудах и рваных джинсах, с хайрами и без, в клетчатых байковых рубашках по колено, в перевернутых задом наперед бейсболках и с козлиными бородками будет построен в Сиэтле. Ну и так далее. Проблема возникнет лишь у дэт- металлического люда. Где уж будет их центр – во Флориде или в Швеции? И разумнее всего будет сделать две столицы – Тампа и Стокгольм. Существуют же, в конце концов, Нью-Йорк и Вашингтон или, по крайней мере, Москва и Санкт-Петербург. Тут же расклад покруче, ибо совершенно необъясним причинам что Флорида, что Швеция выдают из своих недр столько смертельного металла, сколько не поставляет миру весь остаток Америки и Европы, а с ними – Бразилия и Россия, вместе взятые. И, что касается скандинавского рассадника “заразы”, то здесь еще в начале 80-х нарезал вовсю легендарный Куортон (Bathory). В наши же дни все наоборот: Ace Of Base дают знать, что эта часть скандинавского полуострова – это не только Tiamat, Carnage, Desultory, Grave, Dismember, Unleashed или Entombed. О последних же (а хронологически – об одних из первых) сегодня и пойдет речь. Entombed!
Как и многие другие шведские дэтовые группы, Entombed начинали свой путь под другим именем. Тогда, в сентябре `87, команда называлась Nihilist – название, кстати, сохранившееся в памяти до сегодняшних дней не только благодаря Entombed. Из Nihilist в свое время вышли создатели другой культовой группы – Unleashed. Но, кроме названия, история ничего не сохранила от этих ранних инкарнаций Entombed. Поэтому первый упоминающийся в прессе состав группы, первым можно назвать лишь условно. Итак, гитаристы Alex Hellid и Uffe Cederlung, басист Lars Rosenburg, вокалист с обалденной фамилией – Lars-Goran Petrov и барабанщик Nicke Andersson. Ник Андерсон, помимо своей непосредственной работы ударника, являлся также основателем группы и ее, что называется, “художественным руководителем”.
“Фактически мы были первыми, - вспоминает Ник о ранних днях. – Наверное, только Grave начали раньше нас это вторжение дэтовой музыки в Швецию. Для меня Nihilist значил очень много, и вообще впервые смог опробовать свои возможности в музыке. Это было что-то вроде первого урока, где мы постигали азы. Поэтому Nihilist для меня сегодня – неотделимая часть Entombed”.
Дэтовые наклонности у этих стокгольмских парней появились еще в школе: “Мы все были из тех детей, - говорит Ник, - что рисуют всякие черепа и кости в своих школьных учебниках”. Что, кстати, не мешало будущим “нигилистам” с успехом “учиться, учиться и еще раз учиться”. Так, гитарист Алекс, например, позже получил ученую степень по высшей математике, чем восхищались потом музыкальные журналисты.
“Прежде всего мы были друзьями, - возвращается к истории группы гитарист Уффе. – Все явилось следствием дружбы. Мы вместе росли и вместе начали заниматься музыкой…”
“Не знаю, почему, - продолжает Ник, - но с самых ранних дней нас всех начал привлекать ужас и смерть. Не могу сказать, что у меня было трудное детство, поэтому тяжело сказать, что же была за причина, почему мы занялись именно тем, что мы делаем сейчас”.
Как показывает статистика, большинство шведских экстремальных команд подцепили бациллу дэт-металла от своего земляка Куортона, известного больше как группа Bathory, единственным членом которой он в то время являлся. Однако, тут живительная струя блэк- и дэт- металла Bathory прошла мимо маленький кустик под названием Nihilist произрастал, питаясь музыкой хардкора и кроссовера. Исключение составляли, пожалуй, лишь Kreator. Бойцы Ника Андерсона вообще были парнями ушлыми и постоянно пополняли свою фонотеку демо-записями разных начинающих команд, которые наруливали из соответствующих рубрик металлических газет и журналов.
Записывались и сами. За первые два года Nihilist/Entombed записали три демо, одно из который и попало в руки Дигби Пирсона, президента звукозаписывающей фирмы Earache Records. У этому моменту Earache уже была достаточно известна в определенных кругах, как фирма, выпустившая почти два десятка отборных альбомов Napalm Death, Carcass, Morbid Angel, Godflesh и других. Earache отличал также и довольно жесткий отбор своих кандидатов на получение контракта. Группам предъявлялось немало требований главным из которых была оригинальность. И следует отметить, что проколов у фирмы не было, ибо ввиду такой тщательной селекции, сам Дигби Пирсон разъезжал по студиям и концертным залам и клубам в поисках новых талантов, так сказать, потенциальных звезд дэт- металла. В одной вот такой поездке Дигби и наткнулся на Entombed, следствием чего стал договор о сотрудничестве, первым плодом которого стал альбом “Left Hand Path”, вышедший в июне 1990.
Времени и денег на запись было выделено не так уж и много – неделя и 1000 фунтов стерлингов, - но Entombed смогли выжать из этого все до капли.
“Очень часто дэт-металлические группы обжигаются на неэффективной продукции или неопытности в упорядочении кучи своих хаотических риффов, - писал журнал Kerrang! – Но Entombed вышли победителями в обоих отношениях”.
Это не говорит о том, что вам захочется прокручивать несколько раз подряд “Revel In Flesh” или “Abnormally Deceased”, но у Entombed в каждой песне – свое настроени, логическая завершенность и индивидуальность, в отличие от обычных скоростных монотонных риффов большинства дэт-металлических дегенератов.
Особенно ужасны “Mobid Devourment”, “But Life Goes On” и заглавная вещь. Также нужно отметить в меру гротексный вокал и редкие партии клавишных, еще больше наводящие атмосферу страха и ужаса.
Немногие дэтовые группы могут похвастаться всеобщим вниманием критики и прессы. Entombed могут уже считать себя зачисленными в привилегированную группу.
Не осталось незамеченным и общее звучание альбома, сильно отличающееся от записей не одного десятка шведских групп, прошедших через студию Sunlight. Этому успеху Entombed, по их же словам, обязаны продюсеру Томасу Скогсбергу, который работал над всеми ранними демо группы и стал, как это частенько бывает, почти что шестым членом группы.
“В такой стране как Швеция, - объясняет ситуацию Ник Андерсон, - вообще трудно с записями пластинок. Студия Sunlight, в частности, занимает господствующее положение. Но, по-моему, и здесь каждый может добиться своего собственного, индивидуально звучания. А успех нашего альбома в большей степени связан именно с этим. Я не считаю Entombed изобретателями шведского дэт-металла – с `87 по `89 эту музыку играл здесь целый ряд групп – Dismember, в частности. Нам просто посчастливилось выйти на международный рынок, что, в свою очередь, зависело от этой самой пресловутой оригинальности”.
Говоря о международном рынке, глава Entombed не оговорился. К моменту выхода их дебютного LP, у Earache появились американские дистрибуторы Combat/Important Records, что значительно расширило рынок сбыта.
Вернемся, однако, непосредственно к пластинке. Название “Left Hand Path” можно истолковать двояко. Как “путь левши”, коим является Ник Андерсон; и как “левосторонний путь”, что является альтернативой пути правостороннему. “Терминология эта, естественно, чисто условная, - объясняет гитарист Алекс. – То, что мы называем правосторонним путем, - это скучная однообразная жизнь. Мы же хотим идти другой дорогой, другим путем”.
Правда, судя по обложке, дорогу эту светлой и радостной при всем желании не назовешь. На картинке, нарисованной художником по имени Дэн, в темно-фиолетовом цвете действительно была изображена некая дорога или даже тропинка. Но тропинка, ведущая в кошмарный, вызывающий дрожь, лес. А на переднем плане – старая, потрескавшаяся и заросшая мхом могильная плита, на которой вместо традиционного “R.I.P” – “Отдыхай с миром” - выведено: “Отдыхай в гниющей слизи. Здесь сгорели души тысяч поколений. Присоединяйся!”
Задник обложки соответствующий: впечатляющее фото Entombed, стоящих на снежном поле с огромным крестом.
“Это самое большое стокгольмское кладбище, - смеется Алекс. – И мы тоже никогда не видели такого здоровенного креста, нам рассказал про него фотограф. И оказался прав, подав эту идею”.
А боятся ли сами Entombed смерти?
Уффе: “Да, конечно”.
Вокалист Ларс: “Это очаровывает, но я боюсь больше того, как буду сам умирать, чем смерти как таковой”.
Ник: “Я не боюсь умереть, нет. Конечно, я еще не собираюсь на тот свет, но я верю, что все мы живем более одного раза. И, наверное, с каждой последующей жизнью, человек становится все лучше”.
Ну, что в прошлых и последующих жизнях Ника Андерсона и его друзей было, сказать трудно, а в этой жизни Entombed отправились в свое первое турне. С первого по одиннадцатое июня `90 братки выступали в клубах крупнейших английских городов в подпрограмме у Carcass. А 2 июня в Ноттингеме даже получился небольшой фестивальчик с участием также Napalm Death и Godflesh. И фэны, и критики сошлись во мнении, что Entombed – это не группа-однодневка, Entombed – это серьезно и надолго.
“Их дэт-металл свеж, тяжел и жесток, - писал тогда Kerrang!, который, кстати, один из первых дал группе зеленый свет. – Entombed – это стальная смесь отлаженной точности с оригинальными прибамбасами ритм-группы и мощной целенаправленности”.
“Мы чувствуем агрессию, - говорит уже Ник Андерсон. – Но чувство это хорошее. Я не знаю, насилие ли это, - наверное, нет, - это просто хорошее чувство. Вряд ли бы я стал убийцей или бандитом, не будь я музыкантом – я не такой человек. Я никого не обидел в своей жизни. Никого, ни разу…”
Английское турне с Carcass, как уже было сказано, для Entombed было первым. А “боевое крещение”, увы, порой выдерживает не каждый. Случилось это и с нашими героями. За какие-то полмесяца возникло столько проблем с вокалистом Ларсом Петровым, что по возвращении домой братки просто выставили его за дверь, рискуя при этом подставиться с предстоящим турне с голландским трио Asphyx.
Положение спас Orvar Safstrom из группы Nirvana 2002, который и в турне с Entombed съездил, и даже EP записал – “Crawl” (лето `91). Дэтовая общественность, правда, довольно сдержанно отнеслась и к тому, и к другому, явно намекая Entombed, что они неправы. Критика Entombed пошла на пользу, и тем же летом “погребенные” помахали ручкой и Орвару.
“Собственно, он и не собирался насовсем оставаться в группе, - говорит Ник Андерсон. – А Crawl мы выпустили, чтобы просто дать о себе знать, что с нами все в порядке”.
И практически в тот же день, братки нарулили себе нового певца – своего старого приятеля Johnne Dordivic из группы Carnage. И, что интересно, в Carnage Джонни был… басистом, и никогда раньше у стойке микрофонной и не приближался.
Такие вот мудреные расклады, произошедшие за всего-то пару-тройку месяцев, породили в народе даже слухи о том, что на альбоме “Clandestine”, вышедшем в самом конце `91 поет не кто иной, как сам Ник Андерсон (!), хотя на конверте пластинки русским (пардон, английским) языком было написано: вокал – Джонни Дордевик.
“О нем мы думали еще, записывая EP, - рассказывает барабанщик/“вокалист” Ник. – С одной стороны, мы хотели чего- то особенного, оригинального в плане вокала. С другой же, не хотели слишком выходить за рамки дэт-металла. И Джонни дал нам и то, и другое. Его голос по- настоящему агрессивен и пение, на редкость, членораздельное и внятное. Плюс ко всему, Джонни просто клевый парень!”
Да и всем остальным вокалист на этот раз оказался по кайфу. Равно как и новый материал Entombed, в котором прежде всего пресса выделила мелодичность (?!) и прекрасную аранжировку. По утверждению музыкантов, у них не было никаких планов по созданию “Left Hand Path – часть II”, дабы на 100% быть уверенными в успехе. Хотя, войдя в ту же самую Sunlight Studio, с тем же самым Томасом Скогсбергом, и найдя звучание прошлого альбома, ребята решили довольствоваться этим. Новый подход Entombed использовали непосредственно в самом процессе сочинения песен.
“Если раньше, - объясняет Андерсон, - мы постоянно как-то старались подгонять наши идеи под стандарт дэт-металла, то сейчас песни получаются точно такими, какими они и были задуманы, пусть даже иногда ценой небольшой потери кровожадности. “Clandestine” – это именно то, как должен звучать Entombed сегодня. Это более разные темпы, сложная структура песен, разнообразие и, несмотря ни на что, тяжесть и жесткость”.
А что насчет клавишных на альбоме?
Ник: “Клавишные – это отличная возможность создать определенное настроение в музыке. Мы используем этот инструмент в некоторых местах и в паузах между песнями, тогда как у Nocturnus, например, клавишные являются постоянной частью их песен. Для меня дэт – очень простая и неприхотливая музыка: ударные, бас, гитара, вокал. Роль всяких эффектов и клавишных на этом фоне очень мала. И, тем не менее, раз уж мы беремся за то, то делаем все профессионально. И пара нот должна быть на самом высоком уровне”.
“Боль возвращается. А-А-А-Р-Р-Р-Р-Г-Г-Г-Г-Х-Х-Х-Х!!!” - возвестил Kerrang! 2 ноября о выходе нового альбома Entombed, а уже через неделю пластинку можно было найти в десятке лучших “индюков” – альбомов независимых фирм, то бишь.
Перефразируя классика, можно сказать, что в дэт- металлическом альбоме все должно быть прекрасно: и музыка, и тексты, и обложка. И вот уж в чем в чем, а с обложкой Entombed никогда не лажали. Картина к “Clandestine” – вообще настоящий шедевр в своем мистическо- готическом стиле, над которой – есть маза – художник потратил не меньше времени и сил, чем музыканты над своими песнями. А жуткое переплетение корней и ветвей, обрамляющих картину, позволило Earache Records выпустить часть тиража “Clandestine” даже с рельефной обложкой.
Пару слов о текстах, которые, если и пролетают порой невдалеке от ушей, только не от ушей критиков и цензуры. От последних Entombed бог, правда, миловал. Для них работы и так навалом – то же Carcass, хотя бы. Да и просто Entombed-овские тексты не настолько резкие и шокирующие. Впрочем, в равной степени и ничем не выдающиеся. Правда, если “The Left Hand Path” изобиловал дэт-металлическими штампами, то над текстами “Clandestine” поработали побольше. В какой-то степени “Clandestine” является концептуальным альбомом, песни которого пронизаны одной темой. В этом плане его название – чуть ли не единственное возможное.
“Эти песни о всем тайном в нашей жизни, - рассказывает Ник Андерсон. – Все тайное – это неотъемлемая часть человеческой жизни, оно всегда существовало вместе с реальностью. “Living Dead”, например, это не песнь о каких-нибудь там зомби, как многие считают. Речь здесь идет именно о людях, которые были живыми мертвецами. Идея этой вещи появилась из одной фразы из фильма “Маска красной смерти”: “Каждый создает себе свой рай, свой ад…”
Для более полного раскрытия такой непростой глобальной темы, Entombed даже пригласили для сотрудничества своего приятеля по имени Kenny Hakansson – человека, занимающего оккультными науками. Для “Clandestine” Кенни написал три текста о черной магии. Но Ник Андерсон не считает себя и своих друзей сатанистами: “Черная магия – это не более, чем философия жизни, - говорит он. – Мы не поклоняемся этому, не клеймим это, не смеемся, мы просто говорим об этом, как о факте, об еще одной части жизни. Да, я рассказываю о таинственных, загадочных вещах, но этого мало, человек должен сам прочувствовать все это. И потом, право выбора – за ним. Лично я не верю ни в Сатану, ни в Бога, ни в кого-либо еще”.
Вслед за выходом альбома Entombed отправились в новое турне, основной частью которого была поездка по Европе вместе с Carcass, Cathedral и Confessor под девизом “Gods Of Grind”, а также концерты с Disharmonic Orchestra.
И именно в этот период история с вокалистом в истории Entombed повторилась снова. Джонни Дордевик был уволен, а на его место взяли… кого бы вы думали? Ларса Петрова! Загадочный этот народ – волосатые! Тусовка туда, тусовка обратно…
С “петровичем”-то Entombed и засели в свою любимую Sunlight, с тем, чтобы выдать в `93 целых два релиза! Весной появился EP “Hollowman”, а осенью, в сентябре – полный альбом “Wolverine Blues”. История этих, пока последних, творений Entombed столько интересна, но и запутанна, что имеет смысл закончить наш рассказ фрагментами различных интервью с музыкантами группы. Итак:
“Hollowman” и “Wolverine Blues” записывались в одной и той же студии, в одно и то же время. Почему сразу не вышел альбом?
Ларс: “Earache в то время готовила выпуску целый ряд альбомов известных групп – Morbid Angel, Cathedral, Fudge Tunnel, и мы решили немного подождать. Не то чтобы мы неконкурентоспособные, а просто не в кайф было. И потом, все записанные песни все равно бы не вошли в одну пластинку, а выкидывать что-то жалко”.
Почему тогда на ЕР и LP есть одинаковые вищи?
Алекс: “Первую – “Hollowman” – мы обязательно хотели иметь на альбоме, а на EP мы ее поместили исключительно в поддержку снятому в то время клипу по этой песне. Что же касается “Wolverine Blues”, то Ник с Уффе придумали прямо в студии как просто инструментальную вещь. Уффе хотел оставить ее в таком виде, остальные же настаивали на песне с текстом. В конце концов нашли компромисс: на EP “Wolverine Blues” – в первоначальном виде, а на альбоме – с вокалом”.
Кстати, что это за название?
Ник: “Идея эта взята из книги Джеймса Элроя “Большое Нигде”, где главного героя – страшного убийцу от его деяний останавливала песня под названием “Wolverine Blues”. Так что для нас это название довольно символично”.
Уж не собираетесь ли вы удариться в блюз?
Ник: “Блюз – это музыка, идущая из твоих чувств. Так что можно сказать, что Entombed – это блюз 90-х”.
И все же, ваш музыкальный стиль заметно изменился…
Алекс: “Мы считаем, что обе наши пластинки `93 звучат так, как должен звучать дэт-металл. То есть мы стараемся быть похожими на типичные дэтовые группы. На этот раз вся команда принимала участие в сочинении материала и в результате столкновения различных влияний получился очень интересный материал”.
С песнями типа “Bonehouse” или “Serpent Speech” с ЕР “Hollowman”?
Алекс: “Да, “Bonehouse” написана в типичной манере Repulsion, оказавших на нас большое влияние. “Bonehouse” – наша дань этой группе, мы сперва даже так и хотели ее (песню) назвать: “Repulsion”.
Ник: “А “Serpent Speech” – дань Discharge, и я думаю, что им мы посвятим весь наш следующий диск”.
Как на ЕР оказался “Hellraiser”?
Ларс: “Музыка из этого фильма просто бесподобна, и мы решили попробовать, как она будет звучать с электрогитарами”.
В одном из прошлогодних интервью Ник сказал, что на “Wolverine Blues” будет заново записанная вещица со второго демо Nihilist “Only Shreds Remain” – “Face Of Evil”. Где же она?
Ник: “Действительно, такая задумка была. Но потом мы нашли эти песни слишком уж медленными для своих альбомов, в эдаком Morbid Angel-овском стиле. Но записать на винил их все надо будет. Скорее всего, эти вещи пойдут бонус-трэками на CD или B-сторонами синглов. Первый шаг к этому мы уже сделали: на обороте сингла “Strange Aeons” записана песенка с нашего четвертого демо “Shreds Of Flesh”.
Вспомнив о Nihilist, интересно узнать, чем занимается ваш первый гитарист Leffe Cuzner?
Алекс: “Мы встретили его в Торонто во время последнего американского тура. Он уже давно отошел от музыкального бизнеса”.
На “Wolverine Blues” опять новое лого. Почему вы бесконечно меняете их?
Алекс: “Люди и без типичного лого Entombed покупают все наши альбомы и синглы”.
Вернемся к музыкальной стороне нового альбома. Так ли уж вы “ото всех понемногу” набираетесь в период сочинения? Есть же и такие братки, как, например, Джейсон Донован…
Ник: “А что? Хотя я и не слушаю такое, но вполне возможно, что и этого можно кое-что взять. Просто это может быть настолько дерьмово, что сразу захочется сделать что-то получше!”
И, если исходить из этого заявления, то перед записью “Hollowman” и “Wolferine Blues”, шведские “погребки” всяческой лажи наслушались предостаточно – альбом уж больно хорош. Явно неравнодушный к Entombed журнал Kerrang!, поставил пластинке свою высшую оценку и подчеркнув второе место среди “индюков”, назвал группой самой мощной командой на планете. Остальная же пресса ни с того ни с сего зациклилась на рычании “Петровича”, мучая себя философским вопросом, а о чем же этот дядя поет?
А дядя все о том же. И даже чуть более в светлых тонах. Так, в “Out Of Hand” использовались какие-то библейские строчки.
“Все, что мы думаем о сравнения типа Иисус – Сатана – Гитлер , мы показали в песни “Hollowman”, - говорит Ник. – А лично я считаю Библию большой сказкой. Иисус Христос клевый чувак, но в то же время он – принципиальное недоразумение. По-моему, он вообще не имеет ничего общего с сегодняшним христианством”.
За такие вот слова, выраженные в стихах в “Out Of Hand”, Ник Андерсон слегка “получил по шапке” от пары, ничего, кстати, из себе не представляющих журналистов. Читать их писульки даже не было необходимости: достаточно было одной строчки, где барабанщика Entombed превратили в “известного норвежского (!) сатанического террориста!” Подумаешь, какая там разница – Швеция, Норвегия. Да и в религиозных убеждениях зачем разбираться? На бога наехал – значит, сатанист.
“По-моему, - сказал тогда сам Ник, - эти придурки вообще не имеют никакого отношения к прессе”. И, скорее всего, был прав. Настоящая же пресса сосредоточила свое внимание на малоизвестной песенке “Композиция N66”, не вошедшей на альбом, но записанной в свое время на рекламный CD. “Эй, сука, - запевал Ларс Петров, - я кончу тебе в рот”. Такие вот сексуальные фантазии. Хорошо еще, что “Track 66” – что, естественно, условное название, - не попала на альбом, а то совсем бы проходу не дали “погребенным”. Кстати говоря, вещица эта, родившаяся во время очередной разминке перед записью гитариста Уффе, пролетела мимо вовсе не из-за своей дэтово-эротической поэзии, а из-за слишком навороченных риффов и брейков. Как сказал Ник: “Мы считаем, что дэт-металл не должен быть слишком сложным. Однако, гораздо легче сделать песню тяжелее, чем проще”.
Что ж, остается только пожелать Entombed скорейшего осуществления всех их желаний по поводу дальнейшего упрощения, утяжеления и разнообразия своих песен.
Заспiвайте пicню веселеньку и шлите всех уродов куда подальше. Как говаривал еще старина Крылов, который “master of басни”: “Избави бог и нас от этаких судей”, что в данном случае, конечно, не в адрес Entombed.
И напоследок уже традиционный для Entombed вопрос: Ну как там, в Швеции? Когда, так сказать, Стокгольм станет второй столицей дэт-металла?
“Сложно сказать, - вздыхает Ник Андерсон. – У шведских групп, на мой взгляд, довольно-таки большой потенциал, но развитие металлической сцены у нас идет очень медленно. Группы уже могут давать концерты – немного, правда, но раньше это вообще было невозможно. Потихоньку раскачивается торговля и реклама, дело выходит на профессиональный уровень. Но вот парадокс, если ты хочешь играть в Швеции, у тебя на счету должно быть не менее двух альбомов, записать же их здесь без поддержки крупной фирмы практически невозможно. Да и фирмы-то здесь никакой нет, чтобы занялась эти”.
Но самое, наверное, уму непостижимое то, что те самые группы с двумя пластинками, про которые говорил Ник, допускаются к сейшенам в залы, где “детям до 20-ти”!.. Это для дэтовой–то публилики! Так что мы еще неплохо живем! Ну а Европа, север, по крайней мере, похоже, все-таки загнивает. Там им и надо, буржуям!
P.S. Из последних новостей. Entombed растут! В конце декабря `93 группа принимала участие в серии концертов в Германии в традиционных “рождественских металлических сходках” в одной программе с Sodom, Kreator и Motorhead!
Пять альбомов, перевернувших жизнь Ника Андерсона:
Slayer, “Reign In Blood”: “Наверное, самый лучший дэт- металлический альбом всех времен (хотя многие относят его к категории “трэш”). Десять коротких, крайне интенсивных песен составляют этот блестящий экстремальный диск. Мы были под влиянием этой пластинки последние 6 лет, и будем – еще 10!”
The New Bomb Turks, “Destroy-Oh-Boy”: “Последние пару лет мы находились в основном под влиянием панка и хардкора. По-моему, дэт-металл потерял чувство панк-рока, причем произошло это по большей части в андеграунд-дни! Это очень плохо. The New Bomb Turks – пожалуй, единственная группа своего стиля, до сих пор восхищающая меня. Зверская вещь!”
Black Sabbath, “Volume 1”: “Понять один альбом Black Sabbath почти невозможно, но песни типа “Cornucopia” или “Under The Sun” показывают, какой крутой может быть песня, сыгранная на низких тонах. Black Sabbath были и остаются королями мрака и ужасов, а за их простые риффы сейчас им благодарна каждая тяжелая группа!”
Repulsion, “Horrifield”: Насколько я помню, Repulsion была одна из самых недооцениваемых групп. С такими сильными песнями на этом альбоме `86 – это было скорее странное обстоятельство. Послушайте “Bodily Dismember”, “Black Death”, “Radiation Sickness” и “Festering Boils” – и вы все сами увидите. Крутые, полные мощи, энергичные песни. Это не что иное, как дэт-металл, черт возьми!”
Discharge, “Hear Nothing…”: “Крышеуезжательная классика! Начинающаяся с тотального дэт-панк-гимна, и продолжающаяся сплошным кошмаром. Невероятный гитарный звук и низкий барабанный бой. Немногие панковые альбомы так тяжелы. И даже за один этот диск я очень благодарен Discharge, за их музыку. Ду-па-ду ду-па!”
Не каждому удается выпускать по два-три альбома в год. Некоторым не удается даже и по одному. Потрясшим весь мир своим дебютом Entombed не удавалось (или они этого не хотели) это почти четыре года. И многие уже поставили на них крест. Но результат не только превзошел все ожидания, оно, видимо, просто потрясет ту часть мира, которая живет тяжелой музыкой. Новый альбом “To Ride, Shoot Straight & Speak The Truth” – это уже не тот однообразный дэт-металл, который продолжают играть Sinister и Gorefest, и не какие-нибудь там вымученные эксперименты. Это мощная, сильная музыка, сочетающая в себе, казалось бы, несочетаемое.
Путь же к новому альбому был весьма извилист. Entombed не распадались, у них не было личных проблем, и они не теряли по пьяной лавочке пленки с готовыми песнями. Они просто (как Carcass) жертвы музыкальной индустрии. Тяжба между Джорджем Майклом и Sony –ничто по сравнению с путем Entombed. Покинув в `94-ом году Earache Records (через год после выхода “Wolverine Blues”), они полтора года раздумывали, а потом оказались на мажорной фирме East West (в числе их любимых питомцев – никчемная группа Wildhearts). В стокгольмской студии Sunlight (а где же еще? – авт.) они записали альбом “To Ride, Shoot Straight & Speak The Truth”. Но с East West дорожки разошлись. Как объяснил Ник Андерсон, “очень трудно иметь дело с фирмой, где многие даже не знают, как называется наша группа. Они ждали от нас прорыва, ждали, что мы станем мега-группой, но мы-то знали, что не будем продавать больше записей, чем до этого”. Альбом выпустили на Music For Nations.
Entombed начали в `87-ом, и теперь они уже ветераны. Но те не менее всем участникам от 23 до 25 лет. Не более того. И эти молодые ветераны в `97-ом создали такое мощное, сокрушающее и воистину тяжелое произведение, что воспоминания о Korn и Machine Head просто улетучиваются из головы. Впрочем, именно с ними Entombed находятся в моральной конфронтации.
“Я думаю, что Korn – просто уроды, - бушует Ник Андерсон, - и они сами не понимают, почему это вдруг оказались “великими”. Но если ты выступаешь, выступаешь и выступаешь, то тогда тебя волей-неволей начнут замечать. Я не хотел бы турне вместе с Korn или Megadeth, потому что они мне не нравятся. Entombed делают только то, что действительно считают крутым. То есть мы сами считаем, а не кто-то нам подсказал. Они же (т.е. Korn) думают: давайте настроимся пониже и будем орать, как черти – и народ будет покупать наши пластинки, ведь это свежо и оригинально. Но они забывают, что мы занимаемся этим уже годы. И в итоге есть Korn, нет песен. А нас вроде бы на сцене и нет, а песни у нас есть”.
Успех предыдущих альбомов Entombed совершенно не сказался на финансовом положении музыкантов. Андерсон ходит за пособием в центр социальной помощи и при этом совершенно уверен, что поступает правильно: “Делать карьеру – свойство американской ментальности. А я хочу делать музыку. Когда мне будет лет сорок, я буду играть в барах блюзы – только потому, что я люблю музыку”.
Впрочем, их последних альбом явно не пойдет для баров, клубов и дискотек – только для очень специфических. Местами он напоминает совершенно озверевших, утяжелившихся и убыстрившихся Venom и Motorhead, временами что-то рокабилльное, а временами чуть ли не Криса Айзека. Но общее впечатление – сокрушающее.
“Entombed – это рок-н-ролл, даже если вы называете нас дет-металл, - утверждает 24-летний Ник, которому из мейнстримовых рок-групп нравятся только Corrosion of Conformity. – Я хочу писать вечную музыку. Если один из нас погибнет в автокатастрофе, я хочу, чтобы десять лет спустя люди вспоминали: Да, Entombed! Они писали великие песни”.
Но почему рок-н-ролл, спросите вы. На это у Ника есть четкий ответ: “Потому что вокруг нет хорошего металла. И я гораздо больше погружен в рок-н-ролл, нежели в современную музыку. Я думаю, наша музыка идет от Чака Берри”. Вот как!
Альбом получился очень разнообразным, и песни на нем одну с другой не спутаешь. Но по мнению Ника, это далеко не плюс: “Nevermind The Bollocks” Sex Pistols состоял из простых и смешных песенок, но это краеугольный альбом, - говорит он. - Тоже самое – “Reign In Blood” Slayer. Я бы предпочел, чтобы наши записи были именно такими, но у нас не получилось, получилось несколько странных песен”
Впрочем, это, наверное, и к лучшему. Второй “Nevermind The Bollocks” никому не нужен. Да и Ларс Петров – не Джонни Прииен (кстати, зачем это я – ведь это ясно любому идиоту). Кстати, если вы помните, на втором альбоме Entombed “Clandestine” вокалистом значился Джонни Дордевик. Только теперь, в 1997-ом, Ник отрывает стра-а-а-а-а-шную тайну: “Я спел за Джонни все партии, он пел только на концертах. Если бы это происходило сегодня, мы бы даже не стали помещать имя и фото Джонни на конверте, но тогда мы лоханулись и поступили как последние Milli Vanilli”.
Но Ларс вернулся и уходить, видимо, не собирается. В текстах доминируют рассуждения о жизненном опыте, ударах судьбы и боге, который рассматривается просто как собеседник. Текст “Uffe`s Horrorshow” переплевывает по краткости и глубокомысленности любые творения Napalm Death: “A Private Horrorshow is Playing In My Head, Movie After Movie Until I`m Dead”. И все. Но реально умирать никто, видимо, не собирается. Заявлено, что вокруг – реальная жизнь, а не аттракционы, балаганы и кинотеатры. И, видимо, эта самая реальная жизнь и сподвигла Entombed на столь суровый и интересный альбом, как “To Ride, Shoot Straight & Speak The Truth”.
Кстати, к подарочному CD прилагается еще один, “Family Favorites” (“Семейные любимцы”). Как выяснилось, семейка Entombed пригрела MC5 (естественно, “Kick Out The Jams”), King Crimson с песней про шизофреника XXI века, Venom с отравляющей слух, мозг, а заодно затуманивающей зрение “Bursting Out”, а так же Black Sabbath с “Under The Sun”. Каждая песня – 100% Entombed и легко узнаваемая классика одновременно. Очень хорошее приложение к “To Ride…”. Очень редко дополнительный CD с коверами воспринимается не как средство наколбасить денег, но тут – именно такой редкий случай (и цена-то как за одинарный). Этим альбомом Entombed обеспечили себе воспоминания, и не на десять, а минимум на двадцать лет вперед. Послушав “To Ride, Shoot Straight & Speak The Truth”, люди точно будут говорить: “Да, Entombed, они писали великие песни”.
И все-таки это дет-металлл. От судьбы-то не уйдешь.
Какую главу не взять в истории этой команды, сразу же бросается в глаза одно – Entombed всегда делали нечто, опережающее время, а потому этот коллектив вполне можно считать примером для многих сегодняшних молодых групп. И новый, уже пятый, рок-н-ролльный, можно сказать даже битовый, альбом Entombed “Same Difference” не явился исключением из этого правила…
Гитарист Алекс Хелид всегда относился к переменам в стиле своей группы совершенно спокойно, не считая такого рода многогранность в творчестве чем-то из ряда вон выходящим. “Любой, кому нравятся наши старые пластинки, с ходу узнает в “Same Difference” Entombed, - уверяет он. – Хотя от “To Ride. Shoot Straight & Speak The Truth новый альбом отличается очень сильно”.
Правда его коллега, лидер группы Ларс Петров придерживается несколько иного мнения: “Все дело в том, что на этот раз у нас была более современная студия и намного больше времени на запись, поэтому у нас была возможность как следует поработать над новым материалом. Кроме того, песни для нашего прошлого альбома были написаны года за два до того момента, когда мы начали записывать “To Ride…” И когда мы, наконец, вошли в студию, мы уже настолько привыкли к этим песням, что уже не могли воспринимать их адекватно. А сейчас все было как нужно: написали песни и тут же пошли в студию!”
Не стоит забывать и тот факт, что некоторое время назад Entombed покинул ударник и автор большинства песен Нике Андерсен, променяв коллег на свою новую группу Hellacopters, а также барабаны на гитару.
“Да, Нике принадлежит довольно весомая часть репертуара Entombed, но он был далеко не единственным композитором в группе, - замечает Хэлид, который после ухода Андерсена взял на себя его обязанности автора песен. – Правда поначалу мы были в некоторой растерянности и порой даже не знали, что будет представлять из себя Entombed без Нике. Но уже после первых концертов с новым барабанщиком Питером мы с облегчением поняли, насколько силен наш потенциал. И проблем с новым альбомом никаких не было - мы знали, что все у нас получится, и все получилось! Не боюсь ли я, что “Sane Difference” огорчит старых фэнов Entombed? Нет, потому что точно такие же вопросы задавались перед выходом нашего прошлого CD, но еще ни один поклонник Entombed не сказал нам, что идем неверным путем! А всякие сплетни и разговоры за нашей спиной нас абсолютно не интересуют”.
Новый ударник Питер пришел в группу тоже не с пустыми руками. Грубый стиль дэт- металлического барабанщика (раньше он играл в группах Face Down и Mercyless) образует интересный контраст с настоящим рок-н-ролльным зарядом гитаристов Entombed.
“А это и было нашей главной целью – найти музыканта с собственным стилем игры, отличным от манеры Нике, - с энтузиастом объясняет Ларс. – Разумеется, мы не собирались кардинально менять свой стиль, но нам нужно было что-то новое. Таким образом нам удалось сохранить присущие Entombed черты и одновременно расширить рамки нашего стиля”.
Одним из новшеств на “Same Difference” стал несколько измененный вокал Ларса Петрова, который время от времени демонстрирует слушателям свой “чистый” голос. “В тех вещах, где есть такой вокал иначе просто нельзя, - объясняет Алекс. – Представьте, если бы он рычал, например в “The Supreme Good” ! Он только бы все испорти”.
Кстати говоря, параллельно со своей основной работой Ларс записывает грайнд-коровый альбом вместе с Шэйном Эмбери (Napalm Death) и Ником (Cradle Of Filth), который должен выйти в течении этого года.
Участники Entombed проживают в столице Швеции, где рок-н-ролл, кажется, становиться все более популярным. В отличие от Гетеборга, где правит дэт- и блэк- металл. Хэлид пытается объяснить такое резкое различие между двумя, рядом находящимися городами:
“Я часто себя спрашиваю, почему сложилась такая ситуация. Может быть потому что столичная жизнь более расслабленная, здесь больше возможностей для развлечений. А о Гетеборге слышны исключительно негативные истории. Но с теми командами у нас нет никакого контакта, тем более, что мы сейчас вообще не интересуемся дэт- металлом. Года два назад мы узнали, что есть такая группа In Flames, и то, только потому, что ими восхищалась вся музыкальная встреча без исключения. Знаете, в свое время мы достаточно наслушивались упреков в свой адрес, дескать мы предатели, так как не интересуемся темой смерти. Ну разве можно разговаривать серьезно с такими людьми? А вообще, как мне кажется, в Швеции очень часто срабатывает принцип “дурной пример заразителен”. А мы никогда не хотели никому подражать”.
Чего нельзя о массе начинающих музыкантов, называющих Entombed своей любимой группой. Уже дебют Entombed “Left Hand Path” вдохновил очень многих европейских металлистов. Дэт-металл и Entombed долгое время были словами- синонимами, и сегодня даже такие грязные рокеры, как Gluecifer или Turnonegro считают себя отъявленными фанатами Entombed. Кстати, первые записывают свои пластинки в студии “Sunlight” только потому, что там работали над своими нетленными творениями Петров, Хелид & Co.
“Но, с другой стороны, в этом нет ничего страшного, - считает Ларс. – В конце концов, мы тоже когда-то были подражателями. Наша группа возникла только потому, что мы хотели играть злую и некоммерческую музыку, поклонниками которой тогда являлись”.
Что ж, проторенной тропкой всегда идти легче. Но только на первом отрезке своей карьеры!
Entombed
Страница: 1
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12007-10-22 15:38:27
Поделиться22007-10-22 15:43:46
Мне совестно, я много о них слышал, но не разу не слушал.
Страница: 1