Группа появилась в Стокгольме в начале 1987-го года в составе Anders Nystrom (он же Sombreus Blackheim и Johnas Renske (он же Lord Seth).
Йонас: ''Я и Лорд (он же Renske и Seth) основали группу в самом начале 1987 года. Тогда мы написали пару песен в духе Bathory "Under the sign"... С того времени не осталось ничего, кроме парочки кассет с записями репетиций. Группа развалилась. KATATONIA ушла в летаргический сон, который продолжался до 1991 года''.
В начале 1991-го года ребята, встретившись снова, реорганизовали группу и начали работать над собственным звучанием.
В июле 1991-го года в студии Gorysound было записано первое demo ''Ihva Elohim Meth'', включившее в себя три композиции. Это был мелодичный black/death. Работа была довольно высоко оценена как критиками, так и слушателями.
В середине 1992-го года, выпустив еще одно подобное demo ''Beyond The Stand Sky'', они оказались в студии Unisound, где для голландской VIC Records записали свой первый mini ''Ihva Elohim Meth... The Revival'' из пяти композиций. Бессменным продюсером отныне стал Dan Swano из EDGE OF SANITY, известный по работам с OPHTHALAMIA, Opeth, Dark Funeral, THEATRE OF TRAGEDY, Marduk и многими другими. Музыка ничем не отличалась от двух demo, хотя стало чувствоваться готическое влияние Paradise Lost. ''Jhva Elohim Meth'' (на иврите: ''Бог умер'') очень серьёзный и мрачный альбом. Диск начинается с ''пролога'', где звучат гитары, которые переходят в длинный коронный номер ''Без бога'',(Without God), который был издан ещё на демо-кассете группы. В эпилоге слышен звук падающих капель, на фоне протяжных синтезированных аккордов.
В начале декабря 1992-го года состав пополнил басист Julliam Le Hucke (Israphel Wings). И этим составом осенью 1993-го года в той же студии Unisound для No Fashion Records, с которой группа подписала контракт на выпуск альбома, они записали диск ''Dance Of December Souls'' из 8 композиций. В музыке ещё больше стали прослушиваться готические нотки. Здесь можно встретить почти всё: от монотонного готического фона и думовых гитар, до детового вокала и блэковой тематики в текстах. Альбом крайне пестрит инструментальными моментами без вокала. Этот диск является одним из наилучших релизов 93-го года, а антиклерикальная песня ''Without God'' стала настоящим хитом.
Блэкхайм: ''Without God''! Что еще сказать? Я доволен многими своими песнями, но именно эта песня всколыхнула тысячи людей. Мы очень счастливы, что вам она понравилась. Она написана для вас, для фанатов...''.
Многим казалось, что группа имитировать звучание популярных тогда Tiamat и Paradise Lost. Если и так, они сделали это блестяще! И сейчас альбом по праву считается одним из лучших релизов 1993-го года, настоящей классикой жанра!
В 1994-м году группа подписала контракт на выпуск нескольких альбомов с итальянской Avangarde Music, которая сразу же переиздала mini 1992 года и взялась за выпуск следующего релиза. Им стал MCD/EP ''For Funerals To Come'' из 4-х композиций, вышедший в начале 95-го года. Здесь музыканты продолжают работать над звучанием, сделав его более мелодичным и еще дальше углубленным в gothic. Все четыре композиции превосходны. В ''For Funerals To Come'' Renske поет чистым вокалом - это своеобразная dark баллада. Очень интересна и последняя песня, Epistel - состоящая из шумов и не отрегулированных звуков, злобно-сдавленных пришепетываний и задувания ветров, а также небольших кусков мелодий, которые можно прослушивать как в одну сторону, так и в другую. Этим ''посланием'' музыканты хотели показать, как они сами говорят, ''конец света''. Все песни с миньона больше нигде не издавались. Этот миньон в чём-то является логическим завершением полноценного альбома 93-го года, так же как мини Jhva Elohim Meth... The Revival являлся его началом. Надо так же упомянуть, что тут группу покидает Israphel, поэтому ему тут же начали искать замену. И в состав KATATONIA был взят второй гитарист Fredrik Norrman.
Трио начало подготовку нового материала, но тут обнаружилось, что Renske ''утратил способность петь рычащим дэтовым вокалом''. Поэтому на партии рычащего вокала был приглашен Mikael Akerfeldt из Opeth, с которыми парни из KATATONIA были знакомы еще с далекого 90-го года. Обладатель прекрасного зверского вокала потрясающе справился со своей работой.
Вышедший в середине 1996 года альбом ''Brave Murder Day'' из шести композиций благодаря голосу Akerfeldt приобрел по-настоящему новый звук. Здесь и мука человека обречённого на вечное страдание, и психоделическая атмосферность, и адская агрессия и профессионально сделанные переходы от плавных мотивов к жёсткому рубилову. Хочется особо отметить композицию ''Day'', почти балладу, исполненную на чистой электрогитаре и наполненную атмосферой печали, это единственная песня на альбоме, на которой вокал полностью принадлежит Renske. Альбом занял 12-е место в числе лучших металлических альбомов 90-х.
В этом же году щведы со своими земляками из PRIMORDIAL сделали split-EP, в который вошла песня ''Scarlet Heavens'' - чистая готика с чистым вокалом Renske. Все были так довольны звучанием ''Brave Murder Day'' и вокалом Mike, что предложили ему записать совместно еще и трёхпесенный mini ''Sounds Of Decay'' вышедший в 1997 году. Записан все в той же студии Unisound под руководством Dan Swano. Все три песни данного миньона ранее нигде не издавались и продолжают тему, начатую на ''Brave Murder Day''. После этого Mike сконцентрировал свои силы на родной группе Opeth, а KATATONIA заключили дополнительно контракт с Century Media, обязующий последних поддерживать интересы группы за Атлантическим океаном, и сменили лого. Также в группу был взят басист Mike Oretoft, помогавший еще в 96-м году во время концертов в поддержку ''Brave Murder Day'', а Jonas Renske c этих пор помимо прочего начал играть на гитаре.
Как квартет летом 1997-го года подались в студию Sunlight для записи нового материала. На этот раз в качестве продюсера выступил легендарный Tomas Skogsberg (работал ранее с GRAVE, Entombed, Amorphis, DARK THRONE, Dismember, Cemetary, Lake Of Tears, At The Gates, Catamenia, и многими другими.
Перед выходом полнометражного альбома KATATONIA в январе выпустили ограниченным тиражом в 1500 экземпляров четыпёхпесенный EP/MCD ''Saw Your Drown'' предназначенный, по словам самих участников группы, лишь для суперфэнов и коллекционеров. В сей mini вошли 2 песни, вошедшие в будущий альбом, одна, не вошедшая в него и старая ''Scarlet Heavens''. Та самая уникальная песня - Quite World, крайне спокойная и меланхоличная концепция исполнения делают её довольно примечательной на общем фоне работы.
Сам же альбом из 11 композиций вышел чуть позже. Называется он ''Discouraged Ones''. Этот альбом можно назвать одним из самых депрессивных в истории группы. Простота построения песен, их форматность (куплет-припев), чистый, жалобный вокал Renske, тексты, пропитанные отчаянием, какой-то апатичный звук гитар делают его таким. На сегодняшний день этот альбом может смело войти в первую тройку наиболее депрессивных альбомов тяжёлой музыки. На этом альбоме Katatonia отказалась от гроулинга и сделали упор на гитарные финты (звук студии Sunlight придал им гаражное звучание, что только добавило депрессии и меланхоличности). Среди наиболее выдающихся композиций - маниакально-депрессивная ''Deadhouse'' и следующая за ней ''Relention. Mike Akerfeldt непосредственно не участвовал в записи альбома, но помогал тем, что подкидывал идеи при записи и микшировании. Ренски оказывается гораздо лучше владеет своим голосом, если не хрипит! Не желая прятаться за сложными полумистическими фразами Нистром и Ренске сочинили текст как можно более простой, но не в меру депрессивный. Это было связано, как сказал сам Нистром, с тем, что ''на нём лежал груз ответственности, так как на альбоме был совершенно другой вокал''. Концепция альбома рассказывает о людях, которые постоянно не находят понимания и остаются недооцененными, которых встречают отказом и которые изолированы. Одним словом, всеобщее крушение. Хотя это уныние на альбоме не так явно прослушивается. Конечно, диск очень меланхоличный и мрачный, но и не лишенный мужества.
Но Katatonia не испугалась и не стала останавливаться на достигнутом, её члены вновь пошли по пути смелых экспериментов, которые через год дали результат вылившийся в записи 4-го полноценного творения Tonight's Decision. Его запись была закончена весной 1999 года, затем, летом, был подписан контракт с новым лейблом - Peaceville. 11 композиций были записаны в Sunlight Studio (Stockholm, Sweden) и выпущены 13 сентября 1999 года. Этот альбом разбил все мои представления о gothic metal and gothic rock. Безысходность - вот формула найденная музыкантами на их новом альбоме. Голос Ренске почти почти переходит в плач, а гитары рвут душу в кровь. Диск продолжает прошлогодний Discouraged Ones, но по заявлениям самих музыкантов ''звук на новом альбоме более гладкий и не слышно такого андеграундного звучания, как на прошлом альбоме''. На альбоме также представили кавер версию песни Джэфа Бакли Nightmares by the sea. Ренски теперь сосредоточен исключительно на вокальных партиях, а за барабанную установку сел Дэн Свано. Фред Норрман помимо обычной гитары сыграл на басу. Роль Андерса Нистрома: гитары, клавишный бэквокал. Название ''Tonight's Decision'', рельсы и призрак человека с обложки, а также очень мрачно, почти что самоубийственно звучащие названия песен... Хотя у альбома есть общее настроение, в действительности каждая песня рассказывает свою историю. Тексты довольно мрачные, да и музыка тоже, название и замечательная обложка тоже соответствующие. Название действительно можно интерпретировать и как самоубийство, однако не было умысла придавать альбому такую суицидальную окраску. У названия много значений, оно даёт широкий простор для интерпретации, каждый может делать с ним всё, что захочет. Обложка: человек, наподобие призрака стоящий на рельсах, и ворон, летящий навстречу. Группа связалась с одним американским художником (Travis Smith). Они непременно хотели, чтобы был синий цвет и рельсы - выискали этот мотив в работах, которые он прислал.
Ионас: ''Все вокальные партии на двух последних альбомах мы записывали исключительно ночью. Домой возвращались в 6 утра и сразу же заваливались спать''.
Андерс: ''Это очень странное, практически неземное чувство. Студия полностью пустая, нет телефонных звонков. Все ощущения становятся другими, и это просто волшебство! В такие моменты мне кажется, что я - единственный человек на этой планете. Одиночество - вот что является для меня настоящим источником вдохновения.''
Йонас: ''Особенно это проявляется в большом городе. За городом можно спокойно провести весь день одному ни кого не встречая и ни с кем не общаясь. В мегаполисе среди огромного количества людей такое просто невозможно. И когда выходишь посреди ночи на пустынные городские улицы, то испытываешь очень особенные, какие-то нереальные чувства...''
На Tonight's Decision' доминирует все то же чувство страдания от бессонницы и ведения ночного образа жизни. Конечно, и суицидальные настроения никуда не делись.
Йонас: ''Нет, я не думаю, что я склонен к самоубийству. Однако, подобная лирика - это не мое притворство, я вполне мог бы писать и о еще более плохих и страшных вещах, если бы это вписывалось в стиль Katatonia. На новом альбоме лирика, как обычно, очень личностная. Иногда в текстах я обращаюсь к группе людей, или к целому миру, который противостоит мне. А иногда это конкретный человек. Лирика в Tonight's Decision действительно посвящена, по большей части, моей бывшей девушке. И здесь присутствует такое чувство, что ''что-то не так''. Во время написания альбома мы с девушкой все еще были вместе, но меня не покидало чувство, что уже что-то идет не так, как надо. И сейчас я могу констатировать тот факт. что через некоторое время мы с ней расстались навсегда''. На новом альбоме гитары немного, эээ, гладкие, что ли. А на 'Discouraged Ones' у них был такой звук, как будто их записывали в гараже. Это фирменный звук ''Sunlight Studio'', И в этот раз мы снова пришли в ''Sunlight''. Я действительно думаю, что новый альбом местами звучит тяжелее своего предшественника''.
В конце 1999 года Avantgarde Music решили переиздать их старую работу - ''For Funerals to Come'' MCD, с новым артворком, фотографиями и двумя бонусами. Бонусы взяты с WAR Compilation (Black Erotica и Love of the Swan).
В начале следующего года они уже в студии - записывают следующий новый альбом. К концу года работы над ним практически завершены. Его название Last Fair Deal Gone, микширование и мастеринг удаётся закончить до конца года, но издают его Peaceville только в начале следующего. Музыкальные достижения депрессивных шведов, помноженные на редкостное постоянство в выборе стиля, сделали их группу Katatonia одним из лидеров жанра doom/gothic metal, и это лидерство было в очередной раз подтверждено в 2001 году новым альбомом ''Last Fair Deal Gone Down''. Гитарно - ориентированный, психоделически - атмосферный дум с нормальным вокалом в духе двух последних альбомов, ближе, скорее, к 'Discouraged Ones'. Прогрессивно чрезвычайно и печально необычайно. У них там, как следует из названия, последняя честная сделка сорвалась... Вот по этому поводу Katatonia и собрали своих поклонников в очередной раз вокруг серебристого круглого диска ... И прочитали третью часть проповеди о мерзости и тщетности всего сущего, а также хм... писающего мимо писсуаров в общественных уборных. Тут я вынужден с ними согласиться - нет ничего более печального и омерзительного, чем состояние общественных туалетов, внутреннее убранство одного из которых увековечено на обложке альбома... Диск вышел 26 марта и стал пятым полноформатным релизом группы. Чуть раньше, 5 марта, в продаже появился сингл ''Teаrgas'', помимо заглавной вещи содержащий два эксклюзивных трека (''SULFUR'' и ''MARCH 4''). Обе работы выдержаны в лучших традициях Kаtatonia и наверняка не разочаруют поклонников коллектива.
Ионас говорит о названии диска (''Последняя честная сделка сорвалась''): ''Оно прекрасно характеризует альбом, как по части музыки, так и по части текстов. Для меня оно означает, что ты упустил свой последний шанс, что в моей жизни бывает, к сожалению, частенько. К тому же, оно не похоже на большинство названий дисков, выходящих в последнее время''.
В группе, кстати, появились новички басист Mattias Norrman и ударник Daniel Liljekvist.
''Многие люди, купившие эту пластинку, потом говорили мне, что начинали врубаться в неё лишь после пяти прослушиваний, - объясняет Андерс. - И это мне очень приятно слышать, поскольку я считаю, что альбомы, раскрывающиеся полностью лишь со временем - это альбомы, которые станут классикой. Именно они будут долго и горячо любимы фэнами, а не забудутся через месяц после десятка прокруток. Йонас полностью определился со своим вокальным стилем. Он нашел тот диапазон, где ему комфортнее всего быть, и где его голос звучит наиболее оптимально. Помимо этого я хотел бы отметить очень большую работу, проделанную в плане аранжировок и продюсирования альбома в целом. С первого раза это всё заметить просто невозможно, потому что мы продолжаем активно использовать дисторшн, и наши песни звучат тяжело и ''непричёсанно''.Текста Йонаса очень честные и личностные. Он пишет о том, что думает, и о том, как видит разные вещи. И может быть, поэтому его лирика может показаться вам слишком непонятной и абстрактной. Когда мы пишем песни, мы всегда помним о том, что музыка и лирика должны идти рука об руку. Но это не значит, что тексты наших песен такие же депрессивные, как и музыка. Мы честно описываем события нашей обычной повседневной жизни, правда, делаем это лишь в серых тонах.''
Следующим синглом стал ''TONIGHT'S MUSIC'', вышедший 22 октября. Напоследок, упомянем сайд-проекты участников этой группы - Blackheim и Renske затевали когда-то OCTOBER TIDE; сам Blackheim иногда делает что-то под маркой Diabolical Masquerade, участвует в BEWITCHED и BLOODBATH.
Я много слышал об этой группе. Послушал сингл "My Twin" и сказал себе "Фе, ну скока можно штамповать это готик-рок?" Но однажды мне посчастливилось заиметь почти полную фонотеку и ранние весчи просто сорвали мне крышу.
Не перестаю удивляццо, почему думовые коллективы попсеют. Это какая-то эпидемия нах.